Аудитория СМИ (часть 2)

[<-- Назад]

Есть мнение, что теория многоступенчатого потока информации работает лишь в периоды значительных социальных потрясений. В обычное время действует прямая связь "индивид – СМИ", т. е. СМИ оказывают влияние на своих потребителей без посредников в лице "лидеров мнений". Отметим, что теорию двухступенчатого потока информации рассматривают не только в связке "СМИ – аудитория", но и в связке "СМИ – СМИ". Внутри СМИ есть свои "лидеры мнений", авторитетные качественные издания и телеканалы, которые оказывают влияние не только на публику, но и на своих коллег-журналистов из менее престижных масс-медиа, и на политиков.

Во-вторых, выделяют реальную, расчетную и потенциальную аудитории. Реальная аудитория – это все те индивиды, которые являются потребителями определенного органа СМИ. Потенциальная аудитория – это те индивиды, которые могут войти в реальную аудиторию после ряда мероприятий со стороны редакции: увеличение тиража, площади распространения, проведения массированной рекламы, введения новых тем и рубрик. Расчетная аудитория – те слои и группы населения, на которые рассчитан орган СМИ, в которых он заинтересован видеть своих потребителей.

Эффективная политика СМИ в отношении аудитории складывается из трех факторов:

четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории, укрепления контактов с аудиторией, и, как следствие, ее расширения. Частных вариантов политики редакции по отношению к аудитории может быть множество: удержание реальной аудитории, сокращение аудитории с претензией на элитарность, расширение аудитории за счет привлечения самых широких слоев и групп населения.

Для изучения аудитории необходимо учитывать социально-демографические сведения (пол, возраст, профессия, место жительства), состояние массового сознания аудитории (взгляды, убеждения, стремления, ориентированность в общественно-политической жизни), информационное поведение (источники получения информации, отношение к различным изданиям и программам, затрагиваемым в СМИ темам, информационные запросы, мотивы обращения к СМИ). Знание этих параметров позволит редакции выявить состояние и потребности аудитории и сообразно с ними строить свою информационную политику. В перестроечной и постперестроечной отечественной журналистике можно выявить три этапа, связанные с аудиторными потребностями. На первом этапе в центре внимания находились политика, история, связанные с ними разоблачения. Удовлетворив информационный голод, аудитория потребовала развлечений буржуазного обывателя: пресса "пожелтела" на глазах, в телеэфире начали обживаться шоу, игры и сериалы, на радиоволнах развернулась экспансия музыкальных FM-станций. На третьем этапе наиболее востребованной оказалась прикладная и справочная информация (реклама, советы и рекомендации по самому широкому спектру человеческой деятельности).

Следует заметить, что потребности аудитории и интересы аудитории – вещи неоднозначные. Интерес всегда находится на поверхности, он руководит поиском информации. Потребности – то, что необходимо, полезно аудитории, но не всегда может ею осознаваться. В этой связи выделяют три типа поведения СМИ по отношению к аудитории. Лобовой – удовлетворение потребностей, не связанное с интересом. Хвостистский – удовлетворение интересов при полном невнимании к потребностям. Реалистический – творческое сочетания внимания к интересам и потребностям.