Мелочи журналистики

Чтение как вид речевой деятельности (часть 3)

[<-- Назад]

Поэт через поэтические стрс воздействует на читателя не только словами, но и собственны чувствами, заключенными в форму стихов. Врач, пишущий стат о необходимости профилактики гриппа, воздействует на сознаь граждан, вызывая у них желание обезопасить себя. Журналист, сывающий происходящие события, будит гражданское самосоз ние читателей.

Реализация любой коммуникативной функции в речи связа использованием одинаковых для устной и письменной форм вых средств. Однако письменная речь чаще использует литерат ные обороты, речевые клише научного, публицистического ел профессионализмы, книжнописьменные обороты.

Письменная речь, обслуживая те же коммуникативные о ции, что и устная, чаще применяется в следующих актах взаимо;] ствия:

• по наличию субъектов коммуникации — межличностное оби ние (автор текста — читатель), публичное общение (автор та — аудитория);

• по степени подготовленности — подготовленное общение, тично подготовленное общение;

• по условиям взаимодействия — опосредованное (чаще ото ченное) взаимодействие;

• по средствам коммуникации — использование текстов, основ ных на производстве-потреблении речевых продуктов (г мо — чтение); общение, опосредованное использованием техй ческих средств. Бытовая устная речь заметно отличается от письменной по

пользованию лексико-грамматических и стилистических средств

во многих других сферах (научной, деловой) объекты речевой кС

муникации и способы их предъявления совпадают, переходят;

письменной формы в устную. Поэтому, совершенствуя навыки

умения письменноречевой коммуникации, можно опираться на изученный материал.

Типы письменных высказываний, в формировании которых человек тренируется с детства, можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических при
емов:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.

2. План текста, прослушанного или прочитанного. Такой план строится в форме назывных предложений, вопросов. Составление плана играет большую роль в повышении культуры мышления, развитии логики.

[Далее -->]



3



Copyright © 2010 its-journalist.ru