Что такое электронные медиа?

Всякое определение какого-либо объекта должно точно его описывать, но в то же время оставаться понятным неспециалисту. Понятие “электронные медиа” достаточно трудно определить таким образом, чтобы оно объединяло технологические аспекты, в какой-то мере затрагивало природу сообщений, передаваемых с помощью этих технологий, и упоминало бы понятие “коммуникация”.

Начнем с последнего слова — “медиа”. Оно имеет два значения в данном контексте. В информатике, медиа есть “носитель” (CD-ROM, жесткий диск…) и “сигнал” (текст, изображение, звук …). В коммуникации медиа — это “средство коммуникации и распространения информации”, а также носитель информации. В техническом смысле понятие “медиа” употребляется в описании мультимедийных технологий. В остальных случаях употребим слово медиа как “средство коммуникации” и распространения информации. Но не следует смешивать понятие “медиа” и средства массовой коммуникации (информации). Для описания СМК на Западе используют термин масс-медиа, хотя он также не во всем совпадает с нашим понятием “массовых коммуникаций”.

Теперь попробуем определить понятие “электронные медиа”. Простой вариант — это определение с перечислением: электронные медиа — это видеотекс, аудиотекс, интерактивные терминалы, прикладные мультимедиа либо комбинации вышеназванного.

Но в данном определении исключаются технологические новинки, которые появляются, либо появятся в будущем; не обращается внимания на способность “передавать”, которая связывает использование технологического средства и использование медиа. Многие журналисты-газетчики на Западе используют видеотекс и компьютерные сети для передачи своей информации (текст, фото) в издания, с которыми они сотрудничают. Это позволило резко сократить затраты на выпуск изданий, повысить оперативность информации. И можно говорить о том, что традиционные печатные медиа используют электронные медиа на различных этапах своего производства.

Поэтому лучше использовать определение сложное, но более точное:

Электронные медиа — это сумма технических средств коммуникации, которые предназначены для связи индивидуума с организацией, учреждением либо с другим индивидуумом в целях распространения и обмена сообщениями.

[Далее —>]