Экстралингвистические особенности невербальной коммуникации (часть 2)

[<-- Назад]

Одна и та же с^эка («Прости, я сам все расскажу»), произнесенная по просьбе з следователей профессиональным актером с разными эмоцисмимеными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов 1 ккунду) при выражении радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — ™_Э5; страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализ е :< юциональной выразительности вокальной речи.

Р и ^я или течение, речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как праижш», указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. К-сг» человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, час мс веправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем бо-Г5ссев ней запинок, назализации (э… э… э…), слов-паразитов («знач-м= «так сказать» и т.п.), тем более некомпетентным он кажется спасающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто приниэиаЕзся за попытку обмануть партнера.

Ритя П1ное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется в предвгаыенни слушателей с уравновешенностью, хорошим настроении собеседника, богатством чувств.

В ы и аз а г о л о с а и ее изменение во времени — носитель ин-формапи ео возрастных, половых, индивидуально-личностных особенное : 1 1_человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше чги у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на окташ§ Этой же закономерностью определяются индивидуальные р^исжчия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди ииект, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса-_«ч-п9 низкорослые и худые.

Эмсжшнпзальное содержание сообщения может несколько изменять з»:п_№ысотные характеристики. Так, гнев сопровождается увеличением звонкости, «металличности», а страх делает голос «глухим», — сланным», «сдавленным».

П а -ч ы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить п^гзеру возможность высказаться; выиграть время на раз-мьпшге=ини; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлеч ( еж партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидет^_1 кгвующие о желании партнера что-то сказать.

Если ^повек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит- больше ориентируется на себя , а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межли* ное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ве.в разговора.

[Далее —>]