Говорение как вид устноречевой коммуникации

Говорение устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (твор- 1 ческая) речь.

Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения:

• наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

• наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

• наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения;



л. отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;

.ф. наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями.

В любом устном тексте можно выделить несколько уровней структуры и содержания:

• мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;

• предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;

• смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления;

• языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);

• речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего;

• фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.

В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть проблемы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации, использовать адекватные способы выражения содержания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает Даже хорошим специалистам Защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в за-Думанном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки, Умения говорения.

Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевь механизмов, говорящий и слушающий структурируют передана мую-получаемую информацию, систематизируя отдельные значк мые речевые произведения — высказывания. Высказывание — эп процесс и одновременно словесный результат решения определенной кс никативной неречевой задачи языковыми средствами.

Информативной единицей коммуникационного процесса считан смысл как отражение действительности в индивидуальном сознаниъ. (г> варящего или слушающего). Намерения, мотивы инициатора реч формализуются в каждом речевом действии, в каждом акте речи. 1

Основная единица говорения — производство конкретного слова, пред жения (высказывания) в ходе речевого акта — обмена продуктами реч между адресантом и адресатом.

Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники щения в учебной, профессиональной, социально-культурной с<] рах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или вое принимая информацию, стремятся получить максимум знаний предмете обсуждения.

Оратор (говорящий, инициатор говорения) должен помнить, что взаимопонимание основано на реализации «взаимных ожида»] ний». Чем полнее, конкретнее, убедительнее будут его слова, те» больший эффект можно ожидать от беседы (переговоров, встреч и т.д.).