Интеракционный подход (часть 3)
.
Некоторые исследователи в противовес этнометодологии подчеркивают драматургическую составляющую интеракции. По мнению, ] Гоффмана, люди сами создают ситуации общения, представляю- ‘ щие собой некий ритуал, действо, спектакль, где каждый выполняет определенную роль.
Гоффман расматривал
театр как аналогию повседневной жизни.
Социальная деятельность
представляется как «спектакль», в котором социальные
акторы и исполняют, и режиссируют свои роли, стремясь управлять
передаваемыми другим впечатлениями. Цель акторов состоит в том, чтобы
представить себя в целом в благопри ятном свете способами,
соответствующими специфическим-ролям,
и социальным «установкам»,
физическим внешним атрибутам и отражающими особые роли или статус.
Так что социальные акторы действуют как члены «трупп»,
стремясь сохранять «фасадные» и прятать «закулисные»
социальные отношения. Поскольку им придется играть разные роли в
различных ситуациях, они также при случае считают необходимым
практиковать сегрегацию аудитории, скрывая другие выполняемые роли,
которые, если бы стали видимыми, угрожали бы впечатлению,
создаваемому в настоящий момент. Модель интеракции, включаемая в
драматургию, предпологает неизбежность частично подразумеваемого и
неадекватно принимаемого действия. Следовательно, коммуникация —
это чайный результат, всегда грозящий осложнениями и
провалами на сцене, что в повседневной жизни отражено в выражении
«выяс|нить отношения».
Критика гоффманского подхода
сосредоточена на «демонизгцции» акторов, лишенных
индивидуальных качеств, что приводит к изображению общения как
«большого обмана». Тем не менее этот подход привлекает
внимание ученых к некоторым аспектам социальных коммуникаций.
Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях стал очень популярным в середине и второй половине XX в. Он имеет генетическую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают.