Интеракционный подход в социологии (часть 6)
Однако именно его «пограничный характер», обозначающий «предельный случай» реального человеческого поведения, который никак не может быть предложен в качестве общеобязательного образца, позволяет Веберу теоретически сконструировать соответствующий «идеальный тип» социального действия. Он фиксирует Меру его минимальной осмысленности, за которой коммуникация Перестает быть социальной, человеческой. Возникающая в этой связи неопределенность многопланова, она включает отношения между партнерами коммуникации и каждого из них по отношению к контексту коммуникации.
Последняя проблема характеризуется как неуверенность в сходстве убеждений партнеров относительно внешнего мира, а также возможность смены убеждений без предварительного уведомления. |
В связи с этим предлагаются следующие стратегии коммуникации: пассивный информационный поиск как ненавязчивый сбор информации относительно целей партнеров; активный информационный поиск, предполагающий обращение к информации третьих лиц по поводу оценок целей коммуникации; д и а л о г о в ы и — информационный поиск, который сводится к требованию согласования целей коммуникации в процессе взаимодействия партнеров. Однако выделяются и ограничения в информационном поиске, к которым относятся личностные ограничения в обработке информации, неревалентность собранной информации типу неуверенности, с помощью которой она должна быть снижена; институциональные ограничения получения некоторых видов информации.
Теория управления неопределенностью, разрабатываемая У. Гудикунстом на основе концепции Ч. Бергера, предполагает, что люди пытаются уменьшать неопределенность в начальных взаимодейст виях с незнакомцами. Особое внимание обращается на два аспеь «неопределенности»: способность предсказания поведения друг* и объяснения их поведения. Обе эти способности находятся в прямой зависимости от таких характеристик незнакомых друг с друго* партнеров по коммуникации, как их положительные ожидания; пс добие внутригрупповых отношений и группового мышления между группами, к которым принадлежат незнакомцы; знание языка не знакомцев; способность незнакомцев к самоконтролю; познаваЦ тельные способности и психологическая сложность незнакомцев и т.п.
- Широкое распространение в
социологии получила теория
соцъ алъного (коммуникационного) поля, согласно
которой поведение лич ности или социальной группы является
результатом взаимодейст вия сил, существующих в конкретной
социальной ситуации. Этс метод объяснения социального поведения по
аналогии с теорие поля в физике предполагает, что свойства любого
события детер минированы его связями с системой событий, компонентом
кот рой оно является, и изменение «здесь и теперь»
зависит от измену ний, непосредственно предшествующих во времени.
- Понятие «поле» было заимствовано из физики гештальтпсихслогами (К. Коффка, В. Кёлер) для обозначения в социальных на уках совокупности сосуществующих факторов, которые имеют
- рактер «динамического
поля», определяющего тип поведения. Наиболее широко это
понятие использовал К. Левин
при изучении мотивации поведения личности. Согласно Левину, теория
социального поля характеризуется скорее конструктивным, нежели
классификационным подходом к общественным явлениям, акцентом на
динамических аспектах ситуации, ее анализом как целого, попыткой
математического представления поля. Однако это представление не
вышло за пределы формулы В=
/(Р, Е),
где В-
поведение, Р-
лицо, личность
(ее структура и опыт), Е
— среда,
социальное и психологическое содержание конкретной ситуации.
Взаимодействие «личностных сил» и «динамических
сил» среды создают «жизненное пространство»
индивида.