История исследования проблем массовой коммуникации

чало исследований массовой коммуникации связывают с им« немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи» обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печатразличные социальные структуры и ее влияние на формиро " человека как члена социума. Он также сформулировал социа ~ требования, которые предъявляются к журналисту, обо* метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникацвд рала работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедг свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека своди1 реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, ченных из опыта предшествующей деятельности, формирует деленные стереотипы — иллюзорные конструкты в сознании, века, заменяющие реальность. Поскольку большинство имеют возможности самостоятельно исследовать и оценива или иные факты, их мышление основывается на стереотипа формирования и закрепления стереотипов в сознании люде статочно поверхностных оценок различных явлений или соб В современном мире именно СМК создают большинство стер пов, формируя «псевдоокружающую среду» (рзеисТо-егтгопт.е которой живет большинство современных людей. Следова" по Липпману, исследуя комплексные процессы создания сте{ пов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации провод* трех аспектах — теоретическом, прагматическом и экспетально-прикладном.

Известные теории построены главным образом на фу нальном подходе к пониманию сущности массовой коммунш различие заключается в обосновании доминирующей фун последствий ее актуализации. Несмотря на множество интер)? ций массовой коммуникации, эти теории можно объединитьгруппы в соответствии с доминирующей функцией: 1) фун—’ литического контроля, 2) функция опосредованного духе контроля, 3) культурологическая функция. Особое место за теория «информационного общества», в рамках которой иссторическая роль массовой коммуникации.

[Далее —>]