История исследования проблем массовой коммуникации (часть 3)

[<-- Назад]

В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство м<
выступать как арбитром, задающим правила игры участникам
ночных отношений — продюсерам, телевизионным и радио»
лам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и г
стоятельным субъектом, участвующим от имени общества в пр
се создания общественных благ, производимых СМК через обг
венные каналы массмедиа. Именно в этом контексте запади
учеными проводится анализ тенденций коммерциализации С
их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулир
ния. Соответственно процессы регулирования взаимодейс
СМК, общества и государства представители этого направлен
связывают с регулированием отношений и прав собственности
каналы массовой коммуникации. |

Представители политико-со ц и ологического н а п р л е н и я (Дж. Томпсон, Г Шаттенберг, Р. Голдман, Р. Данн и др.)" сматривают СМК прежде всего как инструмент поддержания вующего в обществе социального порядка и социальной иерар Выражение «СМК как четвертая власть» в этом случае означает нтивную сторону политической ангажированности массмедиа. *
При таком подходе вопросы регулирования деятельности в большей мере определяются борьбой или балансом интер всех участников процесса массовой коммуникации, что отражав в терминах социальной ответственности СМК и их социальной < фективности.

Критическая .теория представляет собой неомаркс ский подход к анализу социальных процессов в обществе. Эта • рия разрабатывалась Франкфуртской школой раннего период истоков которой стояли немецкие социальные философы М. Хй хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класа преобразовании общества ученые Школы обосновали на прим СМИ,’ которые сыграли большую роль в идеологизации эконс?" ческого базиса в интересах господствующего класса.

Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и тес массовой коммуникации, построенная на основе марксистской1, тодологии.

Те ория гегемонии СМК носит условное название, в КС ром слово «гегемония» интерпретируется как господствую) идеология. Импульсом для возникновения данной теории яви""1 положение критической теории о СМИ как мощном мехаш способном реализовать изменения в обществе. Наиболее после вательные представители этой теории — греческий социолог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Д. Альтюссер.

В основе теории гегемонии СМК лежит положение о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс.

[Далее —>]