• ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА• НОВЕЙШИЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ• ВИДЕОТЕКС И АУДИОТЕКС• МУЛЬТИМЕДИА КАК ТЕХНОЛОГИИ• РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: НОСИТЕЛИ ЗАПИСИ• ИНФРАСТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ• ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА• ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ• КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС• ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ• ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ• УСТНОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ• ПИСЬМЕННОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ• НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ• МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ• ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ• КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ• ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ• ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ• МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ• ОТ ПИКТОГРАММЫ ДО ИНТЕРНЕТА• ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИКатегориальный аппарат теории коммуникации (часть 4)[<-- Назад] К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом,,самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».
В коммуникативном пространстве реализуются все коммуникативные взаимодействия. Однако не следует понимать (как некоторые коммуникативисты) под коммуникативным пространством некую протяженную среду, в которой происходят взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, отделенная от коммуникации сущность. Наоборот, само оно существует постольку, поскольку осуществляются коммуникативные взаимодействия; оно возникает там и тогда, где и когда возникают коммуникативные связи. Поэтому коммуникативное пространство можно определить как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации. Общество создает свое коммуникативное пространство — социальное коммуникативное пространство, агентами которого выступают отдельные люди, группы людей (большие и малые), социальные институты. [Далее -->]
4
|