Коммуникативная компетенстность (часть 3)
Диалог как наиболее оптимальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетентности его участников.
В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от изменений, происходящих в обществе; от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению.
Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя:
• знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);
• высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
• понимание невербального языка общения;
• умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
• умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
- • умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы
склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
- • способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;
• способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности
специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области
технологий общественных связей, предполагает всесторонность,
системность знаний — гуманитарных и естественно-научных. Именно
поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится
введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин
коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории
коммуникации. Создание модели целостного, динамичного, но
противоречивого мира выдвигает повышенные требования к уровню
образованности, общей и коммуникативной культу
ры будущего
специалиста.
Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:
• рационализацию механизмов управления обществом;
• утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;
• формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.