Коммуникативная структура малой группы (часть 4)

[<-- Назад]

Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.

• фронтальная — участники не вступают в контакт, но дятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помс им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других1 никое взаимодействия;

• радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и мени передачи информации затрудняет обратную связь с пар рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возмол относительно независимо формировать собственную поз*

• иерархическая — структура с двумя и более уровнями

подчинения членов группы, причем часть из них может вг

друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — |

Возможности общения при этом ограничены, и коммун*

могут осуществляться в основном между членами группы,

мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схем

индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии сопод

нения, есть непосредственный помощник, которому, в свою <

редь, подчинены три остальных участника.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый О3’"|

может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и

общаться с остальными участниками сети. Информация в децег

лизованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Децентрализованные сети используются, когда необходимой шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи вышенной сложности, развить межличностные отношения, сить удовлетворенность членов группы.

Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568).

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структу-, рой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отно-шний между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави-сит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к ‘Анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффек-Г тИвным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоцио-фон во взаимоотношениях.