Мелочи журналистики

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе (часть 2)

[<-- Назад]

Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1йчать инструкции относительно того, что неясно.

Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.

В частности, следует обратить внимание на тендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

• взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

• учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;
• необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения;
• желательность публичного оценивания достижений д(«Молодец Хорошая идея»);

• умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

• умение выразить согласие с групповыми идеями, действ решениями;

• умение предложить нужную информацию и идеи группе («чему бы нам не ...»; обратное действие здесь деструктивно;] просы не по теме»);

• умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «За тельно, а не получится ли так, что ...»);

• призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник);

• умение интегрировать различные идеи и информацию,, свойство особенно важно для лидера);

• умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»).




2



Copyright © 2010 its-journalist.ru