Методы исследования действительности в журналистике (часть 2)

[<-- Назад]

Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться

по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т.д.)

·по типу авторства (официальные и личные);

·по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);

·по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).

Существуют два основных метода работы с документами.Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию.Формализованный метод, строящийся на контент-анализе, т.е.исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.

Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.

Метод эксперимента имеет две формы.Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию".Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.



Теоретические методы основаны на мыслительной деятельности и служат для постижения скрытых взаимосвязей различных явлений.Они подразделяются на две основные группы: формально-логические (методы выводного знания) и содержательно-логические.

Формально-логические методы:

1.Индуктивное умозаключение (от частного к общему) – исследование отдельных представителей класса предметов дает знание обо всем классе предметов.

2.Дедуктивное умозаключение (от общего к частному) – знание обо всем классе предметов дает знание о его отдельных представителях.

3.Традуктивное умозаключение (сравнение и аналогия) – исходя из сходства основных признаков двух и более явлений, делается вывод о сходстве прочих признаков этих явлений.

Содержательно-логические методы:

1.Анализ и синтез.Этот метод предназначен для изучения сложных, многоплановых ситуаций и процессов.Он предполагает изучение составляющих частей объекта исследования (анализ) с последующим соединением исследованных элементов (синтез).

2.Гипотетический метод – попытка предсказать развитие исследуемого явления.

3.Метод историзма – изучение предмета с учетом его предшествующего развития.

Суть художественного метода заключается в применении авторской фантазии, вымысла, которые дают свободу в создании художественного образа и выявлении через него "правды жизни".Рассуждать о применении этого метода в журналистике следует с оговорками.Свободно использовать его могут очеркисты и фельетонисты, работающие над художественно-публицистическими жанрами, которые допускают вымысел и беллетристичность при отображении типических черт окружающей действительности.Результатом правильного применения художественного в журналистике является создание публицистических образов, содержащих вымысел, ограниченный "правдой факта".