О некоторых аспектах теории информации (часть 6)

[<-- Назад]

Речь в данном случае идет об информации, воспринимаемой нами на подсознательном уровне, чем порой вполне осознанно пользуются в средствах массовой информации для воздействия на аудиторию в нужном направлении.

Степень избыточности информации крайне важно учитывать при создании произведений, рассчитанных на восприятие определенной аудитории. Скажем, художественный фильм имеет самую большую степень избыточности. Даже оторвавшись на какое-то время от экрана, вы без особого труда восстанавливаете логику событий, поскольку способны их в какой-то мере предвосхищать, либо строить гипотезы относительно их дальнейшего развития. То есть тут существует определенная ожидаемость события, вероятности его совершения. Кроме того, в последующих фразах героев вы отлавливаете смысл того, что произошло за это время, да и если даже вы пропустили целый эпизод, это не намного нарушит восприятие общего смысла происходящего на экране. Научно-популярный фильм имеет гораздо меньшую степень избыточности информации, потому что он обычно рассказывает нам о том, о чем мы плохо знаем, и поэтому пропуск какого-то фрагмента может привести к неточному пониманию других мест фильма. А уж если нам показывают полезный нам учебный фильм, где важен ценностный аспект информации, мы смотрим его с повышенным вниманием, потому что здесь избыточность информации доведена до минимума. То есть недостаток информации не позволяет нам получить достаточно полного представления о том или ином объекте или явлении, чрезмерная же избыточность заставляет скучать и отвлекаться.

Оценивая степень оригинальности того или иного художественного произведения, можно сказать, что она в определенной мере заключается в умении снимать избыточность информации. Но если избыточность слишком мала, то произведение становится малопонятным читателю, зрителю, слушателю.

И еще одно весьма важное для нас понятие, используемое в информатике, — тезаурус. Этим греческим словом обозначается набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или компьютеру достаточно быстро и свободно ориентироваться в получаемой информации. Можно сказать, что рост нашей квалификации и компетентности в той или иной области в большой степени зависит от роста нашего тезауруса.

При сообщении той или иной информации реципиенту, то есть субъекту информации, непременно надо учитывать его тезаурус, иначе говоря, его подготовленность к адекватному восприятию этой информацию, будь это информация научная, общественно-политическая или эстетическая.

[Далее —>]