Основные типы мультимедийных технологий

Для того, чтобы лучше понять основные типы мультимедийных технологий, выделим четыре основных направления их использования:

1) Технологии общего пользования / индивидуального пользования: с первой стороны — интерактивные терминалы, некоторые технологии презентаций с помощью компьютера (ППК) и “видеографические газеты”, распространяемые по сетям; со второй — мультимедийные рабочие места, реально индивидуальные или используемые различными лицами (учебные мультимедийные классы, мультимедийные компьютеры для ведения различного типа документации…). Но если даже мультимедийные технологии часто используются в общественных местах, тем не менее — их основной рынок — дома потребителей или / и рабочие места.

2) Технологии для профессионалов / технологии для рядового потребителя: с одной стороны — рабочие места мультимедиа (нелинейный видеомонтаж, компьютерная графика, инженерные проекты и т.д.); со второй — системы, используемые неспециалистами в общественных местах (интерактивные терминалы), все системы со встроенными микропроцессорами, предназначенные для домашних условий (игровые CD-приставки, CD-I, Play Station и др.).

3) Технологии для использования местной информации / для информации, получаемой на расстоянии (телематика): На начальном этапе технологии мультимедиа быстро развивались потому, что резко возросли возможности домашних персональных компьютеров и возможности записи и хранения цифровой информации, в частности, на оптических компакт-дисках. Сегодня быстрое развитие цифровых сетей средней и высокой пропускной способности (волоконнооптических в том числе) дает возможность говорить о быстром развитии дистанционных мультимедийных технологий.

4) Технологии для использования интерактивного / неинтерактивного: С интерактивными системами вопрос понятен. Многие исследователи не считают неинтерактивные системы мультимедийными. Но следует признать, что количество неинтерактивных систем, использующих различные выразительные средства (данные, текст, звук, изображение) может возрасти. Они могут использоваться для развлечения публики в общественных местах, презентациях, выставках и т.д.

С точки зрения терминала пользователя можно выделить:

1) Персональный мультимедийный компьютер, который по своим характеристикам и по количеству подсоединяемых устройств более или менее отвечает своему названию;

2) Интерактивные комплексы и автоматы, которые часто похожи на компьютер, но иногда включают иные технические приспособления и предполагают использование различного типа;

3)Вещательные системы, которые предполагают распространение программ (включающих текст, графику, видео, звук и др.) по телевизионным сетям или через системы видеопроекции, демонстрируют программы в местах презентаций и выставок.

4) Комбинированные домашние интерактивные системы, которые предполагают подключение к единой интерактивной системе телевизора, телефона, проигрывателей аудиодисков, компьютера и т.д. В чистом виде пока не существуют. Как элементы этого выступают различного рода игровые компьютерные приставки, которые для изображения используют телевизор, а для звука — домашнюю аудиосистему.

5) Интерактивное телевидение, которое предполагает технологии (более или менее) интерактивные и мультимедийные. Тоже технология ближайшего будущего. Сегодня существует только в виде опытных образцов в Канаде, США, Западной Европе.

Некоторые из перечисленных выше технологий и направлений использования мультимедиа уже хорошо развиты сегодня и могут быть предметом серьезного изучения; иные, по техническим причинам или из-за сложностей рынка еще ждут своего времени и необходимо несколько лет, пока определится их место в современной коммуникации. Третьи уже “умерли”, несмотря на молодой возраст и уступили свое место более совершенным технологиям (CD-I — DVD).