Особенности речи в личностно ориентированном общения. (часть 2)
По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой.
4. Эмоциональность. Контекстуальная связанность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая выдержанность и даже не что говорится, а го, как говорится. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.
Основными целями речевой коммуникации в повседневном об-Щении могут быть: само общение, удовлетворение потребности в общении; при этом речь называется фатической; обмен информацией, сообщение о чем-либо. Фатическая речь строится как обмен репликами, по содержанию ассоциативно связанных друг с др) причем поддержание разговора может служить самоцелью.
Цели фатической речи частично варьируются в зависим-от оппозиции близкие — неблизкие отношения (см.: Винокур Фатическая речь // Межличностное общение: Хрестоматия. 2001). Можно представить следующую шкалу:
• между незнакомыми людьми: завязать знакомство, скорс время в условиях вынужденного совместного пребывание, транспорте, в очереди);
• между малознакомыми: укрепить знакомство;
- • при случайном знакомстве: соблюсти правила вежливого гщ
дения, когда молчать неловко;
- • между хорошо знакомыми людьми: сохранить сложившийся отношений, в то время как отказ от фатической речи явл* знаком желания их изменить;
• между близкими друзьями или в семье: отдать дань привьп
обмену мнениями, эмоциями.
Жанры фатической речи можно также расположить на укрепление / разрушение межличностных отношений (см.: тъев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознаи 1999. № 1. С. 37—55). В этой связи можно говорить о речи:
- • ухудшающей межличностные отношения в прямой форме: пр мые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссори
• улучшающей межличностные отношения в прямой фсхэи доброжелательные разговоры по душам, признания, комшпме ты, исповеди/проповеди;
• ухудшающей межличностные отношения в косвенной фаэмнапример, перекладывание ответственности на партнера: рэз грыш, издевка, похвальба, некоторые разновидности иронси;
- • улучшающей межличностные отношения в косвенной фаз» флирт, шутка;
- •* сохраняющей отношения без изменения их качества: праздьо{ чевые жанры типы болтовни, вежливой беседы. Речевыми приемами, с помощью которых в непоср< венном устном диалоге оказывается психологическая подде] собеседнику, являются различные короткие реплики, цель и см которых подчеркнуть внимание, интерес к содержанию речи седника, предоставить ему более активную роль в диалоге. Утвер тельный кивок головы, короткие «ага», «угу», «так», «понятно»-пс тверждают, что все в порядке, контакт есть. Даже если кажется: ‘ собеседник не обращает внимания на эти знаки, они ему не нужны. Общую заинтересованность передают внимателен взгляд, поза активного слушателя, любая реакция на речь собеседника. Интерес выражают различные уточнения и уточняющие вопросы. Последние особенно незаменимы в общении с неразговорчивыми или застенчивыми людьми. Они побуждают к развитию темы, открывают ее новые повороты. Ярко проявляется интерес с помощью реплики-подхвата: речевой партнер присоединяется к реплике собеседника, достраивая мысль, развивая и уточняя ее. Свободное общение в семейном и дружеском кругу характеризуется целыми сериями подхватов. Ценен подхват и в случае, когда говорящий теряет мысль или слово. Но если в общении хорошо знающих друг друга людей подхват служит знаком их доверительного общения, то в деловой обстановке он может отдавать подобострастием.
Информативная речь обслуживает общение, целью которого является обмен информацией, выяснение истины, принятие решения.
Информативное речевое поведение в повседневном межличностном взаимодействии обычно осуществляется в жанре бытового разговора.