От аналоговой записи — к цифре (часть 2)

[<-- Назад]

Вначале новые технологи начали разрабатывать создатели видеоигр, поскольку персональные компьютеры с каждым годом становились все мощнее и активно входили в наш повседневный быт. В это же время в профессиональном телевидении значительные успехи были сделаны в развитии компьютерной графики, применяемой повсюду —- начиная от титров и заканчивая созданием мультфильмов. Поскольку любое цветное и движущееся изображение содержит огромное количество информации (в битах), то для более быстрого и емкого ввода информации на видеоплата компьютера и последующего вывода ее пришлось прибегнуть к компрессии видеоизображения. Поскольку любая компрессия, т.е. сжатие информации может приводить к ее частичному искажению, то сегодня ведутся работы по совершенствованию систем цифровой видеозаписи, в том числе активно осваивается технология компьютерного видеомонтажа в реальном времени и вариативные, гибкие системы, с одинаковым успехом работающие как со сжатым, так и с некомпрессированным видео любого формата.

Цифровые технологии решительно вытесняют аналоговую видеозапись и линейный монтаж. Преимущества тут очевидны, начиная от устойчивости видеосигнала до удобства работы с нелинейным монтажом. Современная цифровая монтажная аппаратура позволяет быстро найти нужный кадр, зафиксировать в компьютере планы, которые предполагается использовать для монтажа и вывести их на экран монитора. В результате режиссер способен производить монтаж гораздо быстрее, чем при линейном монтаже. Точно так же монтируется и звуковой ряд. Созданы уже универсальные и не очень дорогие системы для нелинейного монтажа малой и средней сложности, которые позволяют работать с оперативно поступающей информацией. Это позволяет видеожурналисту самому быстро осуществлять выбор отснятого материала и предварительный его монтаж, что очень важно сегодня, когда между телекомпаниями идет соревнование — кто быстрей сообщит ту или иную новость.

Сегодня повсюду внедряются цифровые технологии, заменяя аналоговые способы записи звука и изображения, дублируя, а порой вытесняя книгу и газету.

Оцифрованная информация удваивается с каждым годом. Исчезнут ли старые технологии хранения и передачи информации, подобно тому, как на наших глазах исчезли хлорвиниловые грампластинки? Специалисты склонны считать, что большинство старых способов передачи информации (книга, журнал, газета, ферромагнитная запись, фото- и кинопленка) будут существовать параллельно и в силу ряда чисто бытовых преимуществ, и по той причине, что цифровые технологии все-таки достаточно уязвимы для внешних помех. Достаточно вспомнить истории с запусками в сеть Интернета различных уничтожающих информацию вирусов или многоминутный паралич цифрового изображения и звука при передаче телеинформации по НТВ во время сильной грозы в Москве, а потом в Петербурге летом 2001 года.

Ведутся разработки и совершенно новых телевизионных технологий. Сегодня в том же Санкт-Петербурге, где начинались первые опыты по передаче изображения на расстояние, разрабатывается идея создания принципиально новых передающих и принимающих телесистем, в которых не катодный пучок, а единый лазерный луч несет изображение, причем изображение это уже не плоское, а объемное, трехмерное, которое как бы висит в воздухе.

Судя по всему, в кинотеатрах в ближайшие годы проекция с кинопленки сменится проекцией с цифровой записи на DVD дисках, хотя исходным материалом, наверное, еще какое-то время будет оставаться кинопленка, передающая пока что больше цветовых и тональных нюансов, чем любая, в том числе и цифровая, видеотехника.

Вообще же, по прогнозам многих специалистов, аналоговая запись будет существовать параллельно с цифровой, обеспечивая достаточно высокое качество сигнала, а главное большую надежность хранения информации.