От дагерротипа — к кинематографу (часть 3)

[<-- Назад]

Узнав о существовании друг друга, оба экспериментатора вступают в переписку и по прошествии трех лет, преодолев, наконец, взаимное недоверие, заключают соглашение о сотрудничестве.

Ньепсу не суждено будет увидеть конечный результат совместных исследований. Он уйдет из жизни за 4 года до того дня, когда это произойдет. В мае 1837 года Дагерру удастся, наконец, найти способ закрепления фотоизображения. Суть этого процесса сводилась к следующему. На медную пластину наносился тонкий слой серебра, после чего пластина погружалась на время в раствор азотной кислоты. Потом в полной темноте фотопластинка обрабатывалась парами йода, в результате чего на ней образовывался слой йодистого серебра.

Чувствительная к свету пластинка помещалась в фотоаппарат. Последний представлял собой в ту пору деревянный ящик, в переднюю стенку которого был вставлен объектив с закрывающим его колпачком, а в заднюю — помещалась закрытая от света изготовленная описанным выше способом пластина с фоточувствительным слоем. Поскольку первые фотоматериалы обладали крайне малой светочувствительностью, то выдержка при съемке должна быть очень большой. Немалой выдержкой должны были обладать и люди, позирующие по полчаса перед фотоаппаратом в неподвижной позе. Для уменьшения времени экспозиции лица позирующих приходилось порой покрывать пудрой или мелом, чтобы увеличить альбедо (от лат. albus — белый), то есть коэффициент отражения света..

Главное, что удалось достигнуть Дагерру,—умение не только получать изображение («проявка» осуществлялась в темноте парами ртути), но и закреплять, фиксировать его, чтобы оно могло сохраняться не только при красном свете, к которому фотоматериалы были малочувствительны, но и при обычном свете. Фиксирование изображения производилось в ту пору в горячем растворе хлористого кальция или, проще говоря, поваренной соли. В результате такой химической обработки получалось, как мы теперь говорим, обращенное изображение, то есть готовый позитив, существовавший, как вы понимаете, в единственном экземпляре.

Проживи еще несколько лет А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, мы могли бы иметь возможность видеть не только их живописные, но и фотографические портреты, или, как их тогда называли, дагерротипы.

Процесс дагерротипии был крайне трудоемким, да и по стоимости мало уступал живописному портрету, но техника получения фотографии постепенно совершенствовалась, упрощалась, становилась, так сказать, более технологичной.

Как уже было сказано, идея получения изображения оптико-химическим способом в начале XIX века витала в воздухе, и ее реализацией пытались заниматься многие изобретатели в различных странах.

[Далее —>]