От дагерротипа — к кинематографу (часть 8)

[<-- Назад]

Интересно, что сами по себе эти приемы трактовки изображения или соединения различных ипостасей развития действия существовали задолго до изобретения кино. Нам, с высоты наших знаний стоит лишь удивляться, почему кинематограф сразу не взял на вооружение крупный план, ибо большинство живописных портретов и фотографий суть крупные планы. Ракурсное изображение, то есть изображение объекта, увиденного с неожиданной верхней или нижней точки, сплошь и рядом можно встретить на полотнах художников конца XIX- начала XX вв. А что касается монтажа как передачи временного и пространственного сцепления предметов, явлений, событий, то древние пиктограммы, изображающие последовательность действия, как мы могли видеть, представляли собой фактически как бы раскадровку произошедшего события. Еще более развернутый поэпизодный монтаж можно видеть на клеймах древних икон, которые рассказывают последовательно о событиях жизни того или иного святого или великомученика. Кинематографу оставалось лишь развить идею монтажа, превратив это в искусство, рождающее образы, вызывающее необходимые ассоциации, увлекающее своим ритмом и движением.

Для первых кинематографистов немалые трудности представляло постоянное преодоление несовершенства техники. Ведь вначале кинокамеры были весьма громоздки, механические приводы еще не использовались, и оператору приходилось постоянно крутить ручку, обеспечивая при этом стабильную скорость движения пленки в киноаппарате. Тем не менее уже в фильмах первого десятилетия существования кино можно обнаружить различные виды съемок с движения, начиная с панорам, снятых с баржи или движущегося поезда и заканчивая съемками с воздушного шара.

С самого начала кинематографа предпринимаются попытки соединить изображение со звуком. Эксперименты по созданию «говорящего кино» начали активно производиться с 1916 года. Но создать технические средства, способные надежно и достаточно просто обеспечивать постоянную синхронность изображения и звука, долго не удавалось, а главное, как верно отмечают историки кино, не было и особой необходимости внедрения звука в кинематограф.

[Далее —>]