От кино — к телевидению (часть 2)

[<-- Назад]

В основу создания иконоскопа—так Зворыкин назвал передающую трубку — был положен мозаичный фотокатод. В 1933 г. на съезде Общества радиоинженеров в Чикаго В.К. Зворыкин доложил, что его десятилетняя работа по созданию электронного телевидения завершена. И с этого момента развитие телевизионной техники пошло по проложенному им пути.

В Советском Союзе основные работы по совершенствованию передачи и приема электронных сигналов проводились в Ленинграде во Всесоюзном электротехническом институте. В 1930 г. здесь была создана лаборатория телевидения во главе с проф. П.В.Шмаковым. Один из первых результатов — экран размером со спичечный коробок, на нем танцующая пара, он в белом, она в черном, на прощание она помахала ему платком, он закурил. Это была маленькая победа над пространством. (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Лениздат. 1965. С. 134).

В этой же лаборатории другой ученик Бориса Розинга выпускник Технологического института Александр Константинов, в 1930 г. запатентовал электронную трубку с тем же принципом накопления зарядов, что и в иконоскопе Зворыкина. Но технология получения мозаичного изображения тут была гораздо сложней и неудобней, чем в системе, разработанной американцами.

В апреле (931 г. в СССР состоялась первая телевизионная передача изображения с разложением его на 30 строк при 12.5 кадров в секунду. 3 основе этого изобретения еще лежала механическая система развертки изображения — с помощью вращающегося диска, схожего с обтюратором. Но уже в октябре того же года в Ленинграде начинаются опытные передачи телевизионного сигнала на основе электронной системы. А в 1934
году в СССР была проведена первая передача телевизионной программы со звуковым сопровождением. Правда., разложение изображения по-прежнему не превышало 30 строк. Передавалось выступление замечательного актера И. Москвина. «Припав к смотровому окошку (а тогда в телевизор смотрели как в микроскоп: одним глазом и по очереди), председатель Всесоюзного радиокомитета П.М.Керженцев возбужденно сообщил, что видимость просто отменная. И хоть Москвина он, правда, узнал по голосу, однако и раньше, чем тот заговорил, вполне можно было определить, что на экране какой-то человек…» (Глейзер М.С.
Радио и телевидение в СССР.

[Далее —>]