Мелочи журналистики

От звука — к письму

Привычное Европе и ряду других континентов и стран фонетическое письмо, то есть письмо, в котором каждый знак (буква) или сочетание знаков, в той или иной мере соответствуют определенному звуку (фонеме), появилось далеко не сразу.

Первобытные люди пытались передать ту или иную информацию с помощью так называемого пиктографического письма, рисуя последовательный ряд картинок, каждая из которых изображала определенный предмет, явление или какое-то событие. С сегодняшней позиции мы бы сказали, что пиктограмма фактически представляла собой монтажный ряд, дающий возможность реципиенту, знакомому с условностями такого письма, понять, какую информацию хотел передать ему автор сообщения.

Скажем, «записанный» эскимосом рассказ о том, как он пошел на охоту, убил сначала одного тюленя, потом еще одного и каким образом он их доставил домой, несмотря на то, что пошел сильный снег, напоминает раскадровку эпизода фильма, в которой все наглядно и поэтапно представлено в рисунках. Надо заметить, что некоторые народы, не имеющие своей письменности, до сих пор передают информацию подобным образом.

Конкретность восприятия предметов или явлений природы у тех же эскимосов выражается и в том, что один и тот же объект, но в разном состоянии обозначается у них разным словом. Скажем, понятиям «идущий снег», «свежевыпавший снег», «тающий снег», «снег, лежащий настом» и т.д. соответствуют совершенно разные слова.

С древних времен известны случаи передачи информации с помощью знаков-символов — цветов, фруктов, изображений животных или сочетания этих объектов. Тут важно, чтобы сторона, принимающая закодированное послание, знала язык символов, которым пользовался отправитель сообщения. Существует предание о том, как персидский царь Дарий получил от скифов, которых он намеревался покорить, такого рода послание. В ответ на его ультиматум скифы передали ему закрытую большую корзину. Внутри нее Дарий обнаружил птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эту информацию в виде знаков-символов царь персов истолковал так: скифы готовы сложить оружие и, покорившись, отдать свои земли и воды и своих быстрых, как птица, лошадей. Однако один из приближенных Дария, знакомый с обычаями скифов и употребляемыми ими символами, трактовал это совершенно противоположным образом: «Если Вы, персы, можете летать, как птицы, прятаться, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки, то лишь в этом случае вы, может быть, спасетесь от наших стрел».

Основатель семиотики американский ученый Ч.Пирс выделил два основных типа знаков, передающих информацию: иконические знаки и знаки-символы.

[Далее -->]



1



Copyright © 2010 its-journalist.ru