От звука — к письму (часть 12)

[<-- Назад]

В 1434 г. он проживал в Страсбурге, где и начал работу над своим изобретением, которое держал в глубочайшей тайне. Как мы увидим дальше, в рано начавшей капитализироваться Европе коммерческий подход к любым изобретениям всегда был развит гораздо сильнее, чем в России. Гутенберг прекрасно понимал, что изобретение книгопечатания при широком его внедрении сулит немалые барыши, но начального капитала у него не было, и он вынужден был взять в партнеры еще трех человек, которые, согласно заключенному между ними договору, должны были получить со временем свою четверть прибыли. Гутенберг работал над своим изобретением много лет, еще не раз меняя партнеров и кредиторов и влезая во все новые долги. Ему приходилось то и дело преодолевать все новые и новые технические трудности. Его не устраивала неровность отлитых свинцовых литер. Дело тормозили также несовершенный пресс, напоминавший виноградный жом, и ненадежное качество типографской краски. В конце концов, с помощью своих подмастерьев Гутенберг нашел все же достаточно простой и совершенный способ изготовления шрифтов, и возможность печатать книги стала реальностью. До нашего времени дошло нескольких книг, отпечатанных в 50-е-60-е гг. XV века. Но именно гутенберговским изданием с наибольшей вероятностью можно назвать лишь так называемую Мазариниевую библию, названную так потому, что она хранилась в собрании кардинала Мазарини.

К сожалению, продажа книг не возместила даже малую долю тех затрат, что понес Гутенберг, и в конечном итоге он вынужден был передать типографию своему компаньону Иоганну Фаусту. Правда, после этого Гутенберг напечатал еще некоторое количество книг с помощью одного из своих родственников, делая по 300 оттисков ежедневно, но из тисков нужды ему так и не суждено было вырваться.

Итак, несмотря на то что обнаружено несколько печатных изданий, сделанных, судя по всему, до «Библии» Гутенберга, именно последняя, являясь гораздо более совершенным произведением полиграфического искусства, считается началом книгопечатания в истинном понимании этого слова.

Прообразом газеты можно считать древние рукописные сводки новостей.

[Далее —>]