От звука — к письму (часть 6)

[<-- Назад]

Если до появления алфавита круг лиц, умеющих передавать на письме какую-то информацию и расшифровывать ее, был крайне узок (в основном это было жреческое сословие), то алфавит способствовал появлению человека читающего. Возникает литература, развиваются науки (свои поэты, историки, философы были чуть ли не в каждом из античных полисов), расширяются границы распространения информации. Растут знания людей об окружающем мире, информация начинает широко передаваться не только по горизонтали, то есть может быть актуальной лишь короткое время, но и по вертикали, то есть происходит передача и накопление информации от поколения к поколению.

К сожалению, в отличие от первых образцов письменности (они датируются 4-2 тысячелетием до н.э.), в виде иероглифики, клинописи, линейного письма и пр., зафиксированных на более долговечном материале (камне, глине, металле, дереве), основная часть письменных документов, начертанных на папирусе и пергаменте, увы, не сохранилась. Но и то немногое, что дошло до нас, дает достаточно обширные сведения о жизни наших предков.

Античная книга представляла собой первоначально папирусный свиток. Сама идея свитка была заимствована у египтян. На свитке писали столбцами вдоль горизонтальных волокон и сворачивали его текстом внутрь. Чтение столбцов, как уже было сказано, происходило вначале от правого столбца к левому.

Вообще любопытно проследить, как идея рулона, или валика, в развитии технологии средств коммуникации сменяется идеей записи информации на плоскости. Первая техническая запись звука будет осуществлена на восковом валике, а затем уже — на круглой и плоской пластинке. Идея рулона нашла свое воплощение в кассетах и бобинах с кинопленкой, а позже с аудио- и видеолентой. В рулоны сматывалась лента перфокарты первых ЭВМ. На рулонах записывается информация, поступающая на факсы. Но современные жесткие (то есть неподвижные) диски компьютеров, дискеты и картриджи, а также диски CD-ROMoв — это плоскости.

То же самое происходило и с книгой.

[Далее —>]