Письмо как вид коммуникации (часть 2)

[<-- Назад]

Эти механизмбазируются на механизмах говорения, которое, будучи также дуктивным видом речевой деятельности, появилось значительна раньше письма. Графические образы, преобразуясь во внутренней речи, способствуют созданию звуковых образов.

Поскольку скорость говорения больше скорости письма, имее ся возможность при написании проговаривать во внутренней информацию и, следовательно, выражать ее в более точных рече вых формах.

Письменное выражение мыслей требует развития следующи механизмов порождения текстов:

• отбор слов, требуемых для создания текста конкретной темати ческой направленности;

• распределение предметных признаков в группе предложений;



.ф. выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения; организация связи между предложениями.

Многие ученые-методисты (С.Л. Рубинштейн, В.А. Артемов, Ц.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.) подчеркивают, что основной действенной силой при составлении письменного текста является его упреждение — наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате реализации действия механизма упреждения появляется некий текст, обладающий следующими содержательными и формальными качествами:

• текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям языка общения;

• речевые модели, служащие для построения текста, наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, орфографическими, грамматическими);

• текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации;

• изложение информации развертывается последовательно, логично;

• в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо компрессированная информация как на формальном, так и на смысловом уровне;

• изложение информации характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата (читателя).