Мелочи журналистики

Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза (часть 5)

[<-- Назад]

Суггестия — один из наиболее архаических механизмов управления. Основной ее принцип сводится к формуле «приказ — выполнение». В связи с этим предполагается, что древние слова были глаголами, интердиктивными и императивными, побудительными и повелительными. Суггестивный уровень общения — это уровень онтологии, бытия, являющийся только предпосылкой для развития нового, гносеологического уровня.

В процессе эволюции сформировался контрсуггестивный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредственного выполнения суггестии. По словам Поршнева:
В поступательном ходе всемирной истории происходили один за другим качественные сдвиги в отношениях между словами и вещами. Контрсутгестия побеждала суггестию, вещи побеждали слова. Это принадлежит к очень глубоким чертам истории как единого процесса. Сдвиги начались вместе с ранними стадиями развития труда и производства, но они становятся наиболее отчетливыми с утратой трудом и материальной жизнью своей традиционности и квазинеподвижности. Так в процессе эволюции появился новый контур регуляции поведения, обеспечивающий развитие познания, созидания нового знания. <Однако контрсутгестия не является завершающей стадией развития механизмов взаимодействиях История человеческого общества насыщена множеством средств пересечения всех и всяческих проявлений контрсуггестии. Всю их совокупность я называю «контрконтрсуггестия». Сюда включаются и физическое насилие, сбивающее эту психологическую броню, которой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные авторитеты и, с другой стороны, принуждение послушаться посредством неопровержимых фактов и логических доказательств (Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 11, 197).
Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:
• познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки;

• передачи накопленного знания и опыта;

• регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побуждения к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематизации и организации ответных действий;

• внутренней самоорганизации и самоуправления человека.




5



Copyright © 2010 its-journalist.ru