Семья как коммуникативная система (часть 4)
Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от другихполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).
Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.
Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.
Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число.
Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений.
Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных.