Семья как коммуникативная система (часть 4)

[<-- Назад]

Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от другихполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).

Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число.

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных.

[Далее —>]