Стратегия аргументации (часть 4)

[<-- Назад]

Так, модель ситуации делового общения всегда представляет собой треугольник опосредованного общения, в котором проблема занимает равноправное место, а в деловом конструктивном стиле общения проблема оказывается центром коммуникации, Поскольку отношение к обсуждаемой проблеме не зависит (не должно зависеть) от отношения к оппоненту.

Реализация принципа субъектной независимости проблемы предполагает выполнение следующих методических требований в Процессе коммуникации характеристика проблемы должна определяться объективными

критериями независимо от субъективного интереса и намерения (в том числе и своего). Необходимо стремиться к вь

нию проблемы самой по себе независимо от собственного соотношения и отношения к ней других участников колнации;

в формулировке собственной позиции по проблеме следует вести объективную оценку и свои конкретные цели и намерения, не претендуя на приоритет, особое право, истину в высшей инстанции;

нужно стремиться к независимой экспертной оценке позиций, что способствует формированию мотива поиск промиссного решения в качестве ведущего мотивативного процесса;

необходимо поддерживать уважительное отношение к позиции партнера, исходя из принципа равенства субъектов коммуникации.

Вступая в общение, нужно выявить: что является главной пара теристикой коммуникации, за что бороться, чем поступиться и , каких пределов можно отступать, не нарушая предвариттлъ сформулированных принципов. Диагностика коммуникацио шо процесса ведет к построению модели коммуникации с характеэньй стилем общения. Например, деловой стиль может быть принциг альным по существу, определяемым отношением к проблеме, ког главной характеристикой выступает ориентация на констр^ ный результат обсуждения общей проблемы, или принципиатым по форме, определяемым преимущественно отношением к пяртк ру, когда проблема не занимает участников, а обсуждаются (пС тивные качества партнеров. При подобном стиле общения, пар терном для сговора, соглашения, альянса, конъюнктуры, ссоры, о] ношение к проблеме формируется через призму отношения к оа понентам. Проблема рассматривается с узко утилитарной точки зрения, и аргумент «к выгоде» оказывается самым сильным в определении субъективной позиции, оценке позиций партнеров и всей ситуации, требующей решения.

Таким образом, общим критерием делового стиля эбщения вы-стл’пает разведение принципов «по существу» или «по форме», что определяет общую стратегию коммуникации.

[Далее —>]