Стратегия аргументации (часть 7)

[<-- Назад]

Для создания атмосферы доверия в процессе коммуникации используются некоторые приемы выравнивания напряжения, связанные прежде всего с формой обращения к партнеру:

• сообщите партнеру о том, как остро вы воспринимаете его незаинтересованность;

• сообщите партнеру о том, что вы обеспокоены его состоянием;

• сообщите о беспокойстве по поводу характера обсуждения, что мешает его продуктивности;

• подчеркните сходство интересов и взглядов;

• предложите обсудить объективные критерии оценки достигнутого решения. Отрицательно сказываются на ситуации делового общения (не

способствуют выравниванию напряжения в коммуникации):

• принижение личности партнера, негативная оценка его действий;

•* перебивание партнера;

• подчеркивание разницы между собой и партнером;

• преуменьшение вклада партнера в дело сотрудничества;

• резкое ускорение темпа переговоров;

• избегание пространственного контакта, отвод взгляда;

• игнорирование эмоционального состояния партнера при сильной негативной эмоции.

Коммуникативные модели и виды аргументирования. Если взять в качестве базовых элементов следующие: взаимодействие субъектов коммуникации, отношение к проблеме (спорному положению), чравила поведения (тактические и этические), можко выделить несколько коммуникативных моделей официального о5щения, различающиеся регламентом и характером аргументирования.

1. «М он о лог»коммуникативная модель, соединяющая суб ектов коммуникации вокруг некоторой концепции. Активную поз» цию в процессе аргументирования занимает один субъект (учитель лектор). Аргументатор и аудитория по-разному относятся к цент ральному положению, относительно которого строится аргуме рование.

Модель «Монолог» применима к ряду ситуаций общения с неявной обратной связью, когда позиция противостоящих субъектов не] актуализируется в процессе коммуникации, преобладает направленный процесс информирования, сообщения, обучения.

[Далее —>]