Структура, средства и модели политической коммуникации (часть 3)

[<-- Назад]

Так, имея персональный компьютер, сопряжеци ный при помощи специальных устройств — модемов с телефонной сетью, индивиды могут не только общаться друг с другом, но и лслучать в зависимости от их желания или потребностей необхс мую информацию из какого-либо банка данных. Наряду с этим иоЦ пользование электронной почты, телефакса, мобильных телефо» нов и других новейших средств способствуют усилению межличностного взаимодействия.

Сущность изменений в области политической коммуникации,, которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации нададресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации.

Модель вещания предполагает распространение информации изцентра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуая ция встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-. либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачу чи, когда некоторое сообщение одновременно принимается доста точно большим числом людей, находящихся в разных Местах, рактерными чертами данной модели как типичной односторонне коммуникации являются относительно малая возможность личнойЦ обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об-* стоятельство, что время и место коммуникации определены отправителем.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания.

Консультационная модель также соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.

Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.

В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культур-ными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, если они не противе речат гуманистическим принципам.