Типология печатных СМИ

Печать -наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений.Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию.Проведем небольшой исторический экскурс.В Древнем Египте при дворе фараонов выходила газета в виде папирусных свитков.В Древнем Риме Юлий Цезарь учредил рукописные сводки новостей «Комментариус рерум новарум» ("Записки о новых событиях").Они просуществовали в течение нескольких веков (1 в.до н.э.– 4 в.н.э.).Сообщения писались на покрытых гипсом досках и вывешивались в публичных местах, а так же рассылались по городам и провинциям Римской империи.

Пока не была изобретена печатная техника, пресса была рукописной.Так, в России в течение 17 века при царском дворе выходили рукописные «Куранты» (в переводе с франц.– "текущий") с периодичностью – 2 – 4 раза в месяц, в 2 – 3 экземплярах.Предназначались они только для царя и приближенных, т.е.были, по сути, секретными.В Японии газеты выпускали, делая оттиски с обожженных глиняных досочек.Самая старая из таких газет датирована 1615 годом.Называлась она «Иомиури каварабан» ("Читать и передавать оттиск").

Само слово "газета" пришло из средневековой Венеции.Так называлась монета, за которую в городе каналов можно было купить сводку новостей.

Появление первых полноценных печатных газет в Европе относится к началу 17 века, что было связано с развитием буржуазных отношений.

1609 – Германия.Avizo Relation, Oder Zeitung и Relation Adler

1622 – Англия.Weekly News.

1633 – Франция.Gasette

А в 1655 во Франции увидел свет первый журнал Journal des Savants ("Дневник ученого").Эти издания были ориентированы на деловые круги: информация о ценах, торговых путях, международных отношениях.

В России первая газета «Ведомости» стала выходитьв 1703 году по указу Петра I.Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой самодержцем с целью продвижения государственных реформ.

Плюсы печати:
–возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
–возможность отложенного чтения – до удобного времени;
–возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

Минус печати:
–недостаток оперативности;
–отсутствие непосредственной интерактивности;
–дороговизна.

Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам.

[Далее —>]