Типология радио

Радио от лат."radiare" – "излучать, испускать лучи".Радио становится важным каналом распространения массовой информации в 20-е гг.ХХ века.Большевистская власть видела огромный пропагандистский потенциал радио.Декретом Совнаркома "О радиостанциях специального назначения" от 1923 года ставилась задача развития радиовещания.Год спустя было создано акционерное общество "Радиопередача".23 ноября 1924 года началось регулярное, как тогда говорили, "широковещание" — в эфире прозвучал первый выпуск "Радиогазеты РОСТА".

Существует два вида радиовещания: эфирное, для распространения которого используются радиоволны, и проводное, для распространения сигналаиспользуются провода.Именно проводное радио получило широкое распространение в СССР, что позволяло транслировать центральное вещание на всю территорию государства.

Плюсы радиовещания:
·возможность восприятия «чистого» звука – ситуация, когда слушатель не делит свое внимание к звуку с тем, что его сопровождает – с визуальным рядом;
·активизация воображения слушателей;
·возможность прямого эфира, оперативность, интерактивность;
·условно бесплатное получение информации.

Минусы:
·принудительность радиовещания – передачу можно слушать в то время, когда она выходит в эфир;
·предрасположенность к использованию радиовещания в качестве фона, что ведет к значительным потерям информации.

Современную отечественную структуру радиовещания можно классифицировать по следующим признакам:

1.По типу собственности выделяются две большие группы:
·государственные радиостанции ("Радио России", "Маяк", региональные ГТРК);
·коммерческие радиостанции (В 1998 году в России их насчитывалось более тысячи.На первом этапе развития в их создании участвовали зарубежные партнеры.Франция – "Европа+", "Ностальжи","М-радио"; США – "Максимум", "Радио 7.На семи холмах".В регионах коммерческие радиостанции разделяют на франчайзинговые и местные.Франчайзинговые станции – ретрансляторы столичных (как правило) крупных станций, которые платят за прием сигнала и выдают в эфир передачи местного производства.Отношения между головными станциями и ретрансляторами могут быть и очень жесткими ("Европа+", "Радио-Сити"), и либеральным ("Русское радио").

2.По охвату аудитории назовем:
·общенациональные ("Радио России", "Русское радио", "Маяк","Европа+");
·региональные (краевые, областные, крупные города);
·локальные или местные (небольших городов, поселков, районов).

3.По тематической направленности:
·универсальные, включающие широкий спектр информационных, аналитических, художественных, развлекательных программ ("Радио России", "Маяк");
·информационные, главным компонентом программ являются выпуски новостей ("Эхо Москвы");
·музыкальные станции.