Типы фиксации письменноречевых произведений (часть 3)

[<-- Назад]

Реферируя производит такие умственные операции, как выбор, сравнен* комбинирование, перестановка информационных единиц и т.д.

Умения в реферировании, необходимые для качественного писания рефератов, основываются на совокупности н а в ы к о I:

• лексико-грамматическое перефразирование;

• применение терминологии, принятой в данной сфере не профессиональной деятельности и т.п.;

• использование аббревиатур и сокращений;

• корректное оформление ссылок на использованные источник

информации и т.д.

На базе развитых навыков формируются сложные умения ферирования как формы фиксации информации в коммуникап ных целях:
• прогнозирование тематической направленности текста; члене ние текста на законченные смысловые части и установлен» смысловых отношений между отдельными частями текста;

• нахождение в каждой части текста смысловых вех;

• обобщение фактов, излагаемых в тексте, и т.д.

Чтобы подготовить качественный реферат, стоит в практик* ре ферирования придерживаться следующих правил:

• просмотреть сначала все возможные источники необходимой

информации;
• зафиксировать на карточках данные о каждом;

• составить план будущего реферата, отмечая в нем, к каким иленно страницам источника вы обращались;

• написать реферат на стандартных листах бумаги только с одной стороны. Это облегчит дальнейшую работу с ним. Для того чтобы научиться составлять качественные рефераты^

следует самостоятельно или под руководством преподавателей: вы-*

полнять упражнения:

1) выписать из конкретных абзацев текста определенные слова, формы или конструкции;

2) трансформировать выписанное в соответствии с целями рече вой деятельности;



3) сократить отдельные предложения за счет избыточной информации;

4) заменить придаточные предложения более компактными оборотами;

5) письменно ответить на вопросы, которые как бы содержат канву будущего реферата;

6) реконструировать текст по ключевым словам;

7) выписать информационное ядро (главную мысль) из каждого абзаца;

8) соединить выписанное средствами языка;

9) выписать в соответствии с целью определенные положения и аргументирующие их доказательства;

10) прочитать текст, план к нему и указать пункты плана, которые не раскрыты в реферате.

Умения реферирования текстов необходимы тем, кто решил связать себя с наукой, исследовательской деятельностью.

[Далее —>]