Типы фиксации письменноречевых произведений (часть 3)
Реферируя производит такие умственные операции, как выбор, сравнен* комбинирование, перестановка информационных единиц и т.д.
Умения в реферировании, необходимые для качественного писания рефератов, основываются на совокупности н а в ы к о I:
• лексико-грамматическое перефразирование;
- • применение терминологии, принятой в данной сфере не профессиональной деятельности и т.п.;
• использование аббревиатур и сокращений;
• корректное оформление ссылок на использованные источник
информации и т.д.
- На базе развитых навыков формируются сложные умения ферирования как формы фиксации информации в коммуникап ных целях:
- • прогнозирование тематической направленности текста; члене ние текста на законченные смысловые части и установлен» смысловых отношений между отдельными частями текста;
• нахождение в каждой части текста смысловых вех;
• обобщение фактов, излагаемых в тексте, и т.д.
Чтобы подготовить качественный реферат, стоит в практик* ре ферирования придерживаться следующих правил:
• просмотреть сначала все возможные источники необходимой
- информации;
- • зафиксировать на карточках данные о каждом;
• составить план будущего реферата, отмечая в нем, к каким иленно страницам источника вы обращались;
• написать реферат на стандартных листах бумаги только с одной стороны. Это облегчит дальнейшую работу с ним. Для того чтобы научиться составлять качественные рефераты^
следует самостоятельно или под руководством преподавателей: вы-*
полнять упражнения:
- 1) выписать из конкретных абзацев текста определенные слова, формы или конструкции;
2) трансформировать выписанное в соответствии с целями рече вой деятельности;
3) сократить отдельные предложения за счет избыточной информации;
4) заменить придаточные предложения более компактными оборотами;
5) письменно ответить на вопросы, которые как бы содержат канву будущего реферата;
6) реконструировать текст по ключевым словам;
7) выписать информационное ядро (главную мысль) из каждого абзаца;
8) соединить выписанное средствами языка;
9) выписать в соответствии с целью определенные положения и аргументирующие их доказательства;
10) прочитать текст, план к нему и указать пункты плана, которые не раскрыты в реферате.
Умения реферирования текстов необходимы тем, кто решил связать себя с наукой, исследовательской деятельностью.