Мелочи журналистики

Умение говорить

Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механиз-мов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений:

а осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания: если говорящий не представляет, о чем и как собирается говорить, то слушающие не смогут вычленить основной замысел из плохо структурированной речи; а удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста;

а объединять смысловые части в целое речевое сообщение; а устанавливать логику развертывания сообщения; А планировать и вербализовать предикативную структуру изложения, т.е. соотносить признаки предмета, его состояние, состав с реальной ситуацией деятельности.

Перечисленные умения направлены прежде всего на осмысление (осознание, объективизацию) предмета говорения — того, о чем идет речь.

Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:

• социально-культурного — исторических традиций, норм и правил, принятых субъектом общения;

• индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;

• ролевого — особенностей ролевых отношений (условий и условностей общения в зависимости от того, кому адресована мысль — себе, другому человеку или аудитории). Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент. Эти умения необходимо постоянно развивать и нормативно использовать. Например, умения вызова в памяти, выбора и употребления во внешней речи необходимых объектов речевой деятельности (фактов, понятий, значений и т.д.), связанных с формированием коммуникативной компетенции, т.е. умения передачи-приема сообщения, организации взаимодействия в непосредственном или опосредованном процессе обмена предметной информацией вербальным (не-Вербальным) способом.

Ниже представлен перечень умений, которые способствуют Формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности и могут использоваться в качестве к{ ев для оценки уровня коммуникативной компетенции:

1. Умения говорения (высказывания), формируемые на 6а; слушания:

• запомнить и удержать в памяти содержание устной информш

• воспроизвести в нормальном темпе полученную информы по памяти;

• воспроизвести в заданное время усвоенную информацию с эе ходимыми изменениями, дополнениями, компрессией и т._.;

• передавать содержание чужой речи с различной степенью полноты, с элементами оценки;

• производить содержательно-оценочную переработку

• выборочно репродуцировать необходимую часть восприн на слух высказывания с целью присоединения к чьей-либо ч зрения;

• обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и пере вать ее в высказывании.

2. Умения говорения, формируемые на базе чтения:

• понимать и воспроизводить устно содержание прочитанс текста (или его части);

• запоминать и держать в памяти (определенное время) содеря ние прочитанного текста;

• воспроизводить устно прочитанный текст с использовали плана, визуальных опор, с необходимыми переработками: и полнениями;

• использовать прочитанный текст для иллюстрации своих м* лей, сокращая, дополняя, объединяя информацию по изучений или изучаемой теме;

• передавать содержание прочитанного ранее без подготовеи;

• пополнять, конкретизировать, корректировать чье-либо вьн зывание с опорой на прочитанный текст (тексты).

3. Умения говорения, формируемые на базе письма:

• сопровождать устный комментарий речевых действий партг ров записью формул, уравнений, цитат;

• воспроизводить в развернутом виде краткую конспективною пись в устном монологическом высказывании, переводя т<ксч конспекта из кода символов в словесный код;

• комбинировать в устной речи модели высказываний, осьова ных на письменноречевых моделях (описание, утверждень-е, казательство, оценка и т.д.). Умения говорения реализуются, например, на семинарских

нятиях, когда студенты воспроизводят учебный материал, у«вс



ими в устной форме (слушание лекций, ответы преподавателя «а вопросы и т.д.). При подготовке к сдаче зачета или экзамена, при ответе (устном) на вопросы преподавателя высказывания студента обязательно опираются на всю информацию, почерпнутую И3 учебной литературы, из конспектов лекций.

[Далее -->]



1



Copyright © 2010 its-journalist.ru