Мелочи журналистики

Умение говорить (часть 2)

[<-- Назад]

В этом случае реали-Здотся устноречевые умения разных типов.

Кроме того, на эффективность реализации навыков говорения в коммуникативных ситуациях влияют дополнительные факторы.

Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя. Его речь является отправной точкой реактивных действий собеседника, поэтому чем правильнее, яснее, грамотнее построены инициативные речевые действия, тем эффективнее будет акт коммуникации.

По мнению исследователей, процесс реализации умения говорить тормозится по ряду причин. В первую очередь тем, что человек затрудняется с изложением своих мыслей, если он недостаточно владеет предметным содержанием высказывания. (Правда, психологи утверждают, что даже очень хороший специалист может сбиться, невнятно передавать суть информации, если его замкнутый, нелюдимый, скромный характер и условия работы, не предполагающие постоянного общения, мешают развитию его устноком-муникативной компетенции.)

Американский психолог В. Маклини составил перечень вопросов, позволяющих определить наличие-отсутствие барьеров для эффективного говорения в различных ситуациях. Ответ на приведенные ниже вопросы помогут оценить уровень коммуникативной компетенции.
1 Когда вы говорите, следите ли вы за тем, чтобы вас правильно поняли?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие уровню подготовки слушающих?

3. Ясно ли вы выражаетесь?

4. Увязываете ли вы свои мысли, прежде чем их высказывать, чтобы не говорить бессвязно?

5. Поощряете ли вы вопросы слушателей?

6. Различаете ли вы факты и мнения?

". Используете ли вы профессиональный жаргон, непонятный слушающим?

8. Говорите ли вы ясно, точнЪ и вежливо?

9. Следите ли вы за тем, какое впечатление производят ваши слова на слушающего, внимателен ли он?

Говорящий, стремящийся к правильности и эффективности Инициативного говорения, должен исключить из своей речи преж-Де всего общеизвестные ошибки. Нельзя говорить: не подумав, не организовав свои мысли;

• не учитывая степени владения предметным содержанием вора у собеседника;

• используя слова и выражения, отсутствующие в лексиконе ее седников, и при этом не разъясняя их значение;

• не следя за реакцией слушателей, стараясь как можно дольие ] ходиться в позиции инициатора общения;

• не подкрепляя свою речь наглядными материалами, приметал

• не инициируя ответную реакцию собеседников вопросами к \

дитории и т.д.
Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяет) сколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению

• неточность высказываний;

• неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат

• чрезмерное использование иностранных слов;

• неполное информирование партнера;

• высокий темп изложения информации;

• наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

• неполная концентрация внимания;

• витиеватость изложения;

• наличие логического противоречия;

• неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие словами;

• отсутствие психологической настроенности на общение « ко кретной аудиторией;

• неуместное использование слов-паразитов, бытовой, жаргснш]

лексики в официальном общении и т.д.

Чтобы быть услышанным и понятым (одним слушающим, тру, пой, многочисленной аудиторией), необходимо соблюдать прлме но такой алгоритм речевых действий:

1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывав убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.;

2) продумать способ изложения информации, соответствующ цели и предметному содержанию разговора;

3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками;

[Далее -->]



2



Copyright © 2010 its-journalist.ru