Умение слушать (часть 3)

[<-- Назад]

При этом можно повторить некотс рые мысли говорящего, например: «Если я правильно пожялглавные наши проблемы — это…» Особое внимание уделяют педагоги слушанию в учебной сф«реСвободное речевое поведение человека формируется на протяже нии всей его жизни, однако основа его закладывается во время учгебь в школе, а затем в учебных заведениях более высокого уровня.

Умения слушания лекции можно разделить на группы:

1) извлечение содержательно-фактуальной информации из услышанного текста:

• прогнозировать тему, подтему, отдельные факты по заголовку звучащего текста;

• на стадии смыслового анализа — выявлять тему, подтемы, основ ные факты, детали, новую и известную ранее информацию, глав ное и второстепенное;
•* на стадии компрессии и интерпретации — соотносить полутаемую информацию с ранее воспринятой и ранее известной, устанавливить связь между отдельными фактами получаемой информации, объединять отдельные факты в более крупные смы<ловые блоки;
2) извлечение содержательно-концептуальной информации:

• на стадии прогнозирования — предположить точку зрения азтора, цель сообщения;



А- на стадии смыслового анализа — определять цель сообщения, выявлять главную мысль, точку зрения автора, концепцию сообщения;

.ф. на стадии компрессии и интерпретации — обобщать, делать выводы, устанавливать собственное отношение к воспринимаемой информации, оценивать сообщение с точки зрения его информативной значимости, проблемности, соответствия интересам коммуникантов.

Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими), определяющими успешность развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (слушание, чтение) видов речевой деятельности.

На основе слушания формируются такие необходимые, в первую очередь студентам, речевые умения:

• умение с необходимой степенью развернутости воспроизвести прослушанное во внутренней речи, а затем перевести во внешнюю в форме пересказа, краткого или детального изложения информации;

• умение обобщить и оценить содержание прослушанного, присоединяясь к чьей-то точке зрения или аргументируя собственную;

• умение построить краткое или развернутое сообщение по прослушанному материалу;

• умение воспроизвести по памяти полученную информацию;

• умение передать услышанное третьему лицу с различной степенью точности, с элементами оценки и т.д.

Все учебные задания, направленные на формирование и развитие речевой компетенции, учитывают в первую очередь степень овладения языковыми навыками.

[Далее —>]