Мелочи журналистики

Восприятие аудиальной и визуальной информации (часть 2)

[<-- Назад]

У других животных приспособляемость к изменению среды, то есть опять же реального контекста, в котором могут находиться объекты, необходимые, вызывающие положительные эмоции или наоборот — вызывающие страх и депрессию, может быть более вариативной. Но в любом случае непривычный контекст часто затрудняет восприятие даже знакомых нам объектов. Каждому из вас, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вы встречали вдруг знакомого вам человека в том месте, где вы никак не могли ожидать увидеть его.

Что касается физических параметров восприятия того или иного объекта или явления, то, как известно, наибольшее количество информации мы получаем через зрение. Человеческое ухо воспринимает информацию с гораздо меньшей скоростью, чем глаз. Если наш мозг обрабатывает в секунду порядка десятков тысяч битов информации, получаемой через слух, то глаз при оптимальных условиях способен воспринимать информацию со скоростью порядка миллионов битов в секунду.

Если допустимый порог восприятия превышается, значительная часть передаваемой информации перестает нами восприниматься. Каждый из нас из своего опыта знает, что слишком быстрое произнесение фраз вашим собеседником утомляет, потому что нам постоянно приходится напрягаться, стараясь уловить смысл сказанного. Поэтому у слушателя невольно возникает агрессивное чувство, когда он долгое время слушает диктора или ведущего, который, как говорится, строчит, как пулемет, да еще произносит фразы с монотонной или неестественной интонацией.

Визуальная информация также воспринимается нами далеко не всегда адекватно в зависимости от ряда условий. Каждый из нас сталкивался с тем, что окружающие нас предметы и явления не всегда представляются нам такими, какие они есть в действительности. Скажем, мы считаем снег белым, независимо от того, подсинен ли он безоблачным небом или порозовел от лучей заходящего солнца, не замечаем того, что от красной кофточки часть лица девушки прибрела розоватый оттенок, и удивляемся или восхищаемся, видя все эти цветовые оттенки и рефлексы на картине художника или на фотографии.

[Далее -->]



2



Copyright © 2010 its-journalist.ru