Восприятие аудиальной и визуальной информации (часть 3)

[<-- Назад]

Когда импрессионисты на своих картинах изображали тени от деревьев синими, туман фиолетовым и т.д., многих это поражало и шокировало. Однако цветная фотография, объективно фиксирующая реальность, доказала, что глаз художников гораздо ближе к реальному восприятию цвета, чем наш повседневный взгляд, адаптирующий реальность, исходя из каких-то заданных константных параметров объектов.

Точно так же мы воспринимаем перспективу и изменение масштабов объектов в зависимости от их удаленности. Этот стереотип нашего восприятия был использован, например, постановщиками американского фильма «Евгений Онегин». Не сумев найти достаточно большой пруд, а может быть просто решив сэкономить на декорациях, они поместили на второй план актеров, реальный рост которых был гораздо меньше актеров первого плана, а на третий план поставили лилипутов. В результате у обманутого зрителя сложилось полное впечатление, что между первым и третьим планами довольно значительное расстояние.

Обычно мы «считываем» изображение довольно быстро, не подозревая, сколь сложна задача, выполняемая нашими зрительными рецепторами. Внедрение в нашу жизнь сканеров и другой техники, запоминающей предлагаемое ей изображение, наглядно показало нам, какое огромное количество информации должна переработать цифровая техника, чтобы воспринять, запомнить и потом воспроизвести то или иное изображение.

Американские психологи П.Линдсей и Д.Норман в своей интересной и полезной книге «Переработка информации у человека» приводят несколько убедительных примеров, выявляющих механизм интерпретации сенсорных сигналов.



Илл. № 1.



На иллюстрации № 1 явно недостает изобразительных элементов, чтобы увидеть в центре пятнистую собаку. Но как только вы ее разглядели, вам уже невозможно не видеть ее. П.Ликдсей и Д.Норман делают следующий вывод: осведомленность о том, что должно быть изображено, ускоряет процесс интерпретации, иначе говоря, когда знаешь, что искать, проще найти искомое.

[Далее —>]