Восприятие аудиальной и визуальной информации (часть 6)

[<-- Назад]

Зная этот эффект, художники-пуантилисты (от французского слова point— точка) не смешивали краски на палитре, а наносили рядом точки разных необходимых цветов, в результате чего при рассмотрении картины издали цвета как бы смешивались оптическим образом в нашем глазу, отчего получались чистые и как бы вибрирующие цветовые тона. Надо сказать, именно на этом эффекте оптического смешения цвета, образуемого точками, основана техника цветного телевидения.

Нас в данном случае интересуют не физические характеристики цвета и способы получения различных цветовых оттенков, а возможность творчески использовать сочетания цветов с учетом нашего восприятия. Дело в том, что дополнительные цвета, расположенные рядом, придают друг другу большую насыщенность и яркость. Скажем, если вы хотите, чтобы красный предмет выглядел более ярко, достаточно поместить его на зеленый фон соответствующего тона, а оранжево-желтый цвет будет выглядеть более насыщенным на синий фоне. И наоборот.

Поэтому монтируя два изображения, стоит помнить не только о расхожих правилах монтажа, способствующих комфортному восприятию зрителем двух соединяемых кадров (по разнице в масштабе и ракурсе, по направлению и темпо-ритму движения, то тональности и цвету), но и о так называемом эффекте последействия.

Скажем, если вы долго смотрите на ярко окрашенную одним цветом поверхность, а потом резко переводите взгляд на ровную белую поверхность, то она будет выглядеть какое-то время не чисто белой, а с оттенком цвета, дополнительного к первому (желтый оттенок в белом появится после восприятия синего, красный — после зеленого и т.д). Такой же эффект получается и при монтаже двух изображений.

Аналогично воспринимается попадающий в поле зрения неподвижный объект после того, как мы достаточно долго наблюдали какое-то движение. Причем нам будет казаться, что этот объект движется в направлении, противоположном наблюдаемому движению. Это является одной из причин того, что так дискомфортно воспринимается после оборванной панорамы кадр с последующим статичным кадром.

[Далее —>]