Мелочи журналистики

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одно го человека к другому или между группами людей по разным каналам и при\ помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербалънъ и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количе ство моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе. Следует иметь в виду, что модели в коммуникативистике используются в двух смыслах: во-первых, как исследовательский прием, как концептуальное средство, основной целью которс го является объяснение коммуникативных процессов; в о-в то-р ы х, как схематизированное, упрощенное отражение реальног коммуникационного процесса, необходимое как инструмент, ор» ентированный в первую очередь на управление моделируемым прс цессом. В последнем случае модель выступает в качестве алгорит ма, в рамках которого данный процесс и осуществляется.

В арсенале коммуникативистики огромное количество моделейкаждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, на* более важные с точки зрения изучения процесса коммуникацш Большинство из них было создано в XX в. Но первая из извести моделей была предложена еще Аристотелем.



Модель Аристотеля
В Риторике древнегреческий философ писал: Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя) /Аристотель. ...


Модель Лассуэлла
В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и ...


Модель Шеннона—Уивера
По существу эта модель представ ет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на анлогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разных языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести ...


Модель М. де Флера
Зачастую неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, является причиной многих затруднений общения. Эта мысль, уже заложенная в модели ШеннонаУивера, привлекла внимание и получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего ...


Циркулярная модель коммуникации
В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели. Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предло жена в ...


Двухканальная модель речевой коммуникации
Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой ...


Модель «ИСКП»
Она была предложена американским циалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее имену по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИС1 (5МСК): ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ - ПОЛУЧАТЕЛЬ В литературе часто ...


Основные элементы коммуникационного процесса
В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, ...


Источник (отправитель) сообщения
В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отПравителем и получателем всегда является единичный человек. ...


Кодирование и декодирование
Цели кодирования доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Для этого используются системы кодов ...


Сообщение
Сообщение это уже осмысленная и соответствующим образом (с Помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. ...


Канал
Понятие канал появилось в коммуникативистике годаря исследованиям, проводимым в рамках математической рии связи (коммуникации), а также исследованиям техничес* средств связи. Они оперировали сугубо технической трактов этого понятия как проводного канала телефонной или телеграной связи либо как беспроводного ...


Получатель
Получатель тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно ...


Обратная связь
Термин обратная связь появился в кибернетике науке о процессах управления и контроля в системах самого.1 разного типа. С точки зрения кибернетики биологические, социальные и механические системы (живые организмы, люди, общества, механизмы) действуют по одним и тем же ...


Коммуникативные барьеры
Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, не доходят до его собеседника или доходят, но непра-. вильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, ставя преграды на пути ...


Технические барьеры
В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие шумы, введенное а най учный оборот автором математической теории связи (коммуника?] ции) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими прс блемами (например, с плохой телефонной связью или помехами ...


«Человеческие» барьеры коммуникации
Как уже было отм ченр, главная причина возникновения коммуникативных бар*' ров.- сам человек. Человеческие барьеры коммуникации мож разделить на психофизиологические и социокультурные. Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особеннс тей коммуникации является то, что она осуществляется через ра ...




Copyright © 2010 its-journalist.ru