МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникативная сторона межличностного общения. Изучение непосредственных взаимоотношений между людьми оказывается возможным только в том случае, если исследователи располагают развитой системой категорий, понятий, терминов. К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения.

Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, временные парамет-РЬ] общения, поскольку только при условии постоянной межлич-8остной связи путем непрерывного обмена личностно значимой Информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за хранение сложившихся отношений.

Понятие «межличностное общение» означает взаимопонима и согласование действий между людьми, выработку ими едад стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано: пившими в контакт индивидами.



Понятие «межличностная коммуникация»
Понятие межличностная коммуникация используется в цессе анализа способов обмена сообщениями между партнер их приема и переработки. Этому аспекту межличностного вэ действия, а именно, так называемой коммуникативной стороне щения между людьми посвящен данный раздел. Итак, понятие межличностная коммуникация означает …


Аксиомы межличностной коммуникации
Американскому 1С хологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторь свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значен яеконтексте межличностного взаимодействия и названных им ак:г мами человеческой коммуникации (см.: Вацлавик П., Бивин Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб 2000). Знание данных …


Ситуационные и психологические предпосылки
Понятие социальной ситуации и ее структура. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и …


Трудные ситуации
Среди типичных социальных ситуаций 1 личностного взаимодействия следует выделить так называс трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуация это ситуация, рая становится для человека, переживающего или воспринимают^ причиной стресса или тревоги. М. Аргайл в своей работе, посвяв ной социальным …


Эффекты межличностного восприятия
Восприятие это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди бщих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают: принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть …


Коммуникативные стили
Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. В данном определении обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей; указывается на устойчивость данного …


Особенности речи в личностно ориентированном общения.
чевое поведение в личностно ориентированном общении, т.е?; взаимодействии небольшого числа находящихся рядом и хо|з знакомых друг другу людей, обладает такой отличительной ос С ностью, как использование повседневной разговорной речк нейшими характеристиками которой можно считать-следую 1. Персональность адресации. …


Функции невербальной коммуникации в мезкличностнолж щении
Невербальная коммуникация представляет собой обмен м* людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) г интерпретацию. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредсг кя| выразительных движений тела (так называемое экспрессиЕНС поведение личности мимика, жесты, позы и т.д.); …


Основные характеристики чувств и эмоций в общении
Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Как могут эмоции и чувства регулировать поведение челов его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чув Выделяют следующие …


Способы управления чувствами и эмоциями: конструкт открытость.
Управление эмоциями и чувствами предполагает осознание и контроль за формой проявления. Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое сое яние, то имеем в виду следующее: у человека данное состоят фиксировано настолько отчетливо, что он …