Мелочи журналистики

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых группах, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской литературе нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты феномена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указанная проблематика затрагивается не только в исследованиях в области социологии и социальной психологии, но в значительной степени и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.

Одной из самых распространенных в социальных науках выступает классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и Массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он Не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в Дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым сятся совокупность позиций членов группы относительно пол ния и хранения значимой для группы информации (структура муникационных потоков); групповое влияние и степень идет кации человека с группой; принятие группового решения, т.е»суждение значимых для группы проблем, в процессе котопроисходят поиск и выработка общего группового решения.

В современной литературе присутствуют два основные под в исследовании коммуникации: механистический и деят ностный.

При механистическом подходе под коммуникацъ нимается однонаправленным процесс передачи и приема информацъ

Деятельности ы и подход подразумевает понимание муникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувс схемами поведения, а также как совместной деятельности участн коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматр* ся как «шум», то для второго подхода характерно рассмот коммуникации как процесса, протекающего в определенном ческом и социальном контексте.

Указанные подходы задают концептуальную основу и ва шие направления исследования групповой коммуникации: пса передачи информации в группе (коммуникация в узком с» слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, осе " тей коммуникации в различного вида малых группах и т.д.

Было бы неправильно утверждать, что все аспекты кома ции в малой группе изучены к настоящему времени одинакс рошо. Достаточно сказать, что и само понятие малой груш сущностные черты, границы и виды все еще являются диску* ными. Исходя из этого, представляется целесообразным на» определения сущности объекта нашего рассмотрения — группы.



Малая группа: понятие, отличительные черты
Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо зна друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Кс ство определений малой группы в литературе приближа сотне, но чаще всего в них указывается на следующие призна контактность возможность ...


Разновидности малых групп.
Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации. Если подходить исторически, то первая классификация типов малых ...


Коммуникативная структура малой группы
Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между инс При исследовании малых групп чаще всего выделяют: структуру связей и отношений, порождаемых совместной тельностью (экономические, организационные, функциона ные); структуру связей, возникающую в процессе общения ...


Лексика и грамматика коммуникации в малой группе
Человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в ...


Формирование групповой сплоченности в малой группе
Коммуникация прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной ...


Экология и коммуникация в малой группе
Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его. Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его ...


Семья как коммуникативная система
Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, ...


Особенности коммуникации в психокоррекционных группах
Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления ...


Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно шие, рассредоточенные аудитории (см.: Философский словарь ред. И.Т. Фролова. М., 1991). ...


История исследования проблем массовой коммуникации
чало исследований массовой коммуникации связывают с им немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печатразличные социальные структуры и ее влияние на формиро человека ...


Практически-прикладные методы исследования массовой коммуникации
Что касается методов исследования массовой : муникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно нести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациям^ частными коммуникативными актами; эксперименты (полевые лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в историческом развитии и выявление их функций; системно-тевтический анализ ...


Структура и функции массовой коммуникации
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве ...


Коммуникаторы
На первом месте в модели Лассуэлла (хя общает) располагаются коммуникаторы создатели информащ ных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для оби ва ее производством и распространением профессионально маются коллективы и группы людей, которые называются комл катерами ...


Природа массовой информации
На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК. Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов. Природа массовой информации непосредственно зависит ...


Средства передачи массовой информации
На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лас-суэлл ставит средства передачи массовой информации СМК. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику. СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие ...


Массовые аудитории
На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляю) информационные потоки и превращающиеся в массовые зу рии. Создание и потребление массовой информации непосредс но взаимосвязано с психологическими процессами восприяг усвоения. Главную роль в процессе ее ...


Реакция аудитории
На пятом месте в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации. Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию: v- реакции, связанные с ...


Эффективность массовой коммуникации
Эволюция исследований эффективности массовой коммуника1 происходила в направлении выделения связей личности с внешне средой, выявления роли первичных групп в усвоении человеке определенных норм, ценностей, знаний, а также ее влияния на : ведение человека, социальных групп, организаций, общества. ...




Copyright © 2010 its-journalist.ru