Что такое интервью в СМИ: кратко и понятно (по учебникам Тертычного, Кима, Ворошилова)

Искусство брать интервью – одно из самых важных для журналиста, так как интервью как метод используется во всех жанрах, от заметки до очерка. А интервью как жанр сохраняет свою популярность уже многие годы, так как в журналистике все показывается через человека, любое явление, событие, тенденция ярче раскрываются через жизненные примеры – истории людей. Эти истории интереснее всего узнавать от самих участников.

Определения

Интервью как жанр – беседа, в которой два или несколько участников, преследующих разные цели и задачи, разговаривают между собой. Журналист ставит собой цель получить информацию, которая выражается в журналистском тексте соответствующего жанра. Если же полученная информация используется в других жанрах, то здесь интервью является методом (по М. Н. Киму).

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста (В. В. Ворошилов). 

Интервью – форма получения определенных сведений с помощью метода интервью (А. А. Тертычный).

История создания

Истоки интервью находятся в философии. Еще в V-IV веках создаются основные философские системы Древнего мира (учения Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля), которые излагались в формах диалогов мыслителей со своими учениками или оппонентами. 

сократ и аристотель на интервью

Например, Сократ в своих речах использовал приемы синкризы (сопоставление разных точек зрения по определенному вопросу) и анакризы (провокация собеседника, побуждение к высказыванию своих мыслей). Оба этих приема используются и современными интервьюерами, однако задача здесь в том, чтобы раскрыть не только тему, но и героя. А раскрывать своих собеседников начал Платон, который давал им развернутую характеристику в своих речах.  

Виды интервью 

Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. Кроме классического, определение которого дано выше (внутри него выделяется интервью-диалог, где вопросы журналиста оставляются, и интервью-монолог, где они убираются), есть также и другие поджанры.

  1. Беседа – вид аналитического интервью, где журналист выступает как полноправный участник разговора, его задача не ограничивается задаванием вопросов, он может спорить со своим респондентом, рассуждать по теме разговора.
  2. Портретное интервью – ведущее место в таком интервью занимает его герой, а не конкретное событие, это должна быть интересная и известная аудитории личность. 
  3. Интервью-сообщение (экспресс-интервью) – короткий разговор об определенном событии. 
  4. Опрос (блиц-опрос), анкета – социологические модификации интервью, в которых респонденты отвечают на несколько одинаковых, коротких вопросов (любимый цвет, время года и т.п.). 
  5. Пресс-конференция – интервью, в которых герой один (официальное лицо, известная личность) или несколько, но представляют они однородную группу (то есть это могут быть актеры одного фильма, музыканты одной группы, сотрудники одной компании), а интервьюеров много (журналисты разных СМИ). Во время пресс-конференции задается большое количество вопросов по разным темам.
  6. Круглый стол – интервью, организованное и управляемое журналистом, который выбирает тему и приглашает экспертов для ее всестороннего обсуждения. 

Язык и стиль 

В процессе написания интервью журналист проходит несколько этапов:

  • Технический – расшифровка текста полностью;
  • Редакторский – чтение, анализ, правка текста;
  • Авторский – композиционное построение текста, оформление ответов  собеседника в журналистский материал;
  • Соавторский – корректирование в зависимости от желания героя. 

Одна из важнейших проблем, которая стоит перед журналистом, заключается в соотношении между стилем героя и языком СМИ. С одной стороны, не стоит говорить редактору «Он сам так сказал», если журналистом пропускается очевидная ошибка. С другой стороны, яркое высказывание, интересное словечко украсит текст и придаст ему индивидуальность. Решение данной проблемы заключается в гармоничности: если необычное высказывание или слово необходимо и лучше не сказать, то стоит его оставить. В противном случае – заменить литературным. Однако нельзя забывать, что откровенные ошибки, нецензурную лексику требуется обязательно заменять.

Основные правила

Подготовка к интервью начинается с изучением темы. Исходя из нее, выбирается герой и ракурс, с которого тема и будет раскрываться. Немаловажно понимать цель: зачем журналист берет интервью, что он хочет донести до зрителей?

Далее необходимо создать список вопросов, они должны способствовать раскрытию темы. Вопросы стоит выбирать небанальные, которые будет интересно и задавать, и отвечать на них. Вот примеры.


Главный закон интервью: если хочется написать интересный текст, нужно им заинтересоваться самому. Нет ничего хуже, чем скучающий журналист, который вялым тоном задает вопросы, на которые его герой также вяло отвечает, лишь бы от него отстали. Энтузиазм интервьюера должен заражать интервьюируемого. 


Важно найти подход к интервьюируемому, поэтому стоит узнать хотя бы базовую информацию о нем, познакомиться до начала беседы. Вовремя пошутив, сделав комплимент или улыбнувшись, можно получить по-настоящему интересные ответы. Провокации и острые вопросы стоит приберечь для завершающей или кульминационной части интервью.

вопросКраткая инструкция: Как правильно взять и написать интервью?

Особенности жанра 

Особенность технологии интервью в его ориентации на человека. Журналисту нужно думать не только об аудитории (это характерно для всех жанров журналистики), но и о своем герое.

Стоит отметить важную роль импровизации. Вопросы должны быть подготовлены, их нужно знать, а не читать с листа, однако необходимо уметь быстро реагировать на слова героя. Уточняющие вопросы неизбежно возникнут в процессе беседы, необходимо просто внимательно слушать и не стесняться их задавать. Подчас даже самый глупый вопрос может вывести на неожиданный ответ. 

Что случилось с подлодкой Курск

Подробнее об особенностях интервью мы написали здесь.

Примеры 

  • Из зарубежных интервьюеров наибольшее внимание заслуживают Ларри Кинг, Опра Уинфри, Дэвид Леттерман, Джей Лено. 
  • В России стоит посмотреть интервью В. Познера, И. Урганта, Ю. Меньшовой. В российском сегменте YouTube интерес вызывают А. Пивоваров, Л. Парфенов, Ю. Дудь.

Автор: Мария Блинова