Что такое военная журналистика: история, этика, особенности работы

Современная действительность – эпоха максимально неустойчивого положения на мировой политической арене. Практически над каждым уголком земного шара нависла проблема появления военных конфликтов или локальных войн. В связи с этой отрицательной тенденцией термин “военная журналистика” приобретает всё большее и большее распространение, вовлекая журналистов со всех уголков планеты в нелегкий процесс освещения жестоких фронтовых событий.

История возникновения

Военная журналистика зародилась еще много веков назад. Так, например, Н. Берг считается первым военным журналистом в России. Ведь еще во время Крымской войны он отправился из Москвы на передовую, чтобы проследовать за ходом боевых действий и передать позже мирному населению свой взгляд на события. 

история военной журналистики

С этого момента началось постепенное развитие профессии. Так, к началу войны с Турцией при войсках находилось одновременно уже около нескольких десятков военных корреспондентов, а во время русско-японской войны в армиях побывало около сотни специалистов как из России, так и из-за рубежа.

Специфика работы

Работа в зоне вооруженного конфликта – этой крайне опасное и рискованное дело. Именно поэтому военная журналистика обладает рядом особенностей, определяющих основные требования к корреспондентам, отважившимся на такой шаг. Итак, в первую очередь каждый журналист должен ознакомиться с нормами профессиональной этики, так как в период боевых действий крайне важно сохранять профессионализм и объективность. 

Этика и принципы работы

  • Несмотря на то, что в любой информационной среде существует конкуренция, во время освещения боевых действий этические нормы требуют оказывать посильную помощь товарищам по журналистскому сообществу. 
  • Кроме того, нормы призывают к разумному ограничению показа жестокости: все фотографии и видео не должны «смаковать» насилие. Особенно жестко регламентируется использование материалов с детьми, так как они могут нанести зрителю серьезный психологический ущерб.
  • При сборе информации журналист должен, прежде всего, думать о сохранности жизни заложников и потенциальных жертв, то есть он обязан избегать идентификации военных, непосредственных участников события, избегать прямого контакта с террористами, не брать на себя роль посредника. 
  • Солдат и офицеров крупным планом снимать нежелательно, так как их «популярность» в СМИ может обернуться неудачей в боевом задании. 
  • Столь же аккуратно стоит освещать передвижения и маневры сторон. Вы сообщите подробности не только мирным гражданам, но и террористам.
  • Помимо этого, при подаче информации о террористическом акте и контртеррористической операции журналист должен быть предельно аккуратен и внимателен: никаких лишних деталий о ходе дела быть не должно. Любой сенсации стоит предпочесть здравый смысл и гуманизм. Пока Вы делаете карьеру, люди идут под пули. 
  • Не стоит брать на себя ответственность узнать чью-либо судьбу на передовой и вообще завязывать личные взаимоотношения с жителями пострадавшего региона. Ведь журналист, работающий в зоне боевых действий – это главный коммуникационный канал между фронтом и тылом, и он не должен служить частным интересам, и тем более становиться чьим-то разведчиком.
  • Военный корреспондент должен защищать право общества быть информированным, то есть сидеть сложа руки на посту не годится, даже если военные не хотят способствовать Вашей работе. Нужно уметь доставать информацию из того, что есть.
  • Журналист не должен участвовать в боевых действиях и носить с собой оружие, иначе он лишается неприкосновенности, гарантированной работникам СМИ. Также он должен носить с собой опознавательные знаки (одежду с ярлыком СМИ), но вот важные документы и деньги лучше хранить в безопасном месте, так как любой безоружный человек может стать жертвой грабежа.

Безопасность журналиста

безопасность журналиста на войне

К журналисту также предъявляются и требования по обеспечению собственной безопасности. Для этого он должен всегда иметь при себе редакционное удостоверение, ни в коем случае не брать в руки оружие и предупреждать руководителей контртеррористических операций о своих намерениях. Перед отправкой на передовую он должен сделать необходимые прививки, изучить местность и ее географические, биологические и социальные особенности, запомнить обычаи и ритуалы местных народов,  освоить необходимые навыки выживания в сложных ситуациях (разведение костра, перевязка раны и т.д.). Также необходимо пройти медосмотр и иметь полные сведения о своем здоровье.

Контакты с редакцией необходимы, но не стоит связываться слишком часто, ведь любой звонок можно перехватить. В беседе не стоит упоминать важные сведения о положении на фронте, также не стоит говорить свои точные координаты. Связь с семьей лучше тоже минимизировать.

Жанры и виды

аналитические и информационные жанры

Несмотря на то, что методы работы военного корреспондента отличаются от журналистики мирного времени, жанры материалов остаются всё те же. В основном это, конечно, работы новостного и аналитического характера, так как задача военного корреспондента состоит, во-первых, в максимально точном, быстром и полном информировании общества. С этой работой хорошо справляется группа новостных жанров, например, короткие заметки, расширенные репортажи, информационные отчеты или событийные интервью. 

Во-вторых, это формирование неких мнений и позиций. С этой задачей справляются аналитические жанры: корреспонденция, интервью, опрос, расследование.

В любом случае военная журналистика — это та же служба, но не государству, а обществу. С ней может справиться не каждый талантливый автор. Для этого вида деятельности необходимы гуманизм, принципиальность и внутреннее чутье, позволяющее обходить мины на поле своей деятельности.

Примеры

На сегодняшний день каждое крупное СМИ (Россия 1, Первый канал, Звезда, НТВ) имеет своих собственных военных корреспондентов. Это позволяет более точно и детально охватывать боевые действия, предоставлять обществу широкую палитру мнений и фактов.

Также есть независимые авторы, которые отправляются на войну без задания редакции, а по собственной воле. Например, Аркадий Бабченко располагает собственным блогом, где он выставляет боевые действия без цензуры.

Автор: Алена Бурдина