Контент-анализ интернет-СМИ: пример и специфика работы

Контент-анализ – это методика исследования, которая применяется не только в журналистике, но и в психологии, социологии, менеджменте и других сферах. Однако целью данной статьи является подробное рассмотрение этого явления в журналистской сфере. Перед Вами план и пример контент-анализа, который поможет Вам разобрать свой объект исследования для курсовых, дипломных, кандидатских и докторских работ.

В качество объекта исследования наши авторы (обладатели высшего журналистского образования) взяли медиа-проект «Дистопия».

Общая характеристика

«Дистопия – это культовый цифровой глянец в темных тонах. Мы публикуем тексты о последних событиях и вещах из мира культуры и воздвигаем вербальные памятники героям прошлого дня. Здесь все самое главное, что касается искусства и людского быта постнулевых» — так позиционирует себя редакция интернет — журнала.

Смысл названия

Название «Дистопия» происходит от древнегреческой приставки «dis», обозначающей нечто трудное, противное, дурное, и обозначает один из модусов утопического мышления и соответствующего ему литературного жанра, как разновидности утопии. Проблема дистопии напрямую связана с той реакцией на бум утопической литературы, характерный для 1960-х годов. Он был спровоцирован чередой громких научно-технических открытий и массовым увлечением западной молодежи и интеллигенции революционными и социал-реформаторскими идеями, нараставшим вплоть до майских событий 1968 года. Поэтому уникальный философско-художественный жанр дистопия (то есть, образ общества, преодолевшего утопизм и превратившегося в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность») стал близок и понятен многим читателям. По мнению исследователя В.А. Чаликовой:

Дистопия ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным началом, антиутопия — к модернистской, негативистской и отчужденной, к «черному роману».

Термин «дистопия» восходит к становлению контркультуры, как самостоятельного явления (в 60-х годах прошлого века был придуман термин «контркультура», и многочисленные манифестации и акции протеста, как в университетах, так и непосредственно в искусстве, закрепили за этим явлением право на самобытность), и, как название ресурса, демонстрирует связь интернет– журнала с контркультурой.

Краткая история и специфика работы

Сетевое СМИ «Дистопия» появилось в 2012 году. Оно не имеет бумажной версии и с самого начала было доступно только в интернете. Журналистские материалы есть в свободном доступе, но основная часть контента распределяется по подписке, которую можно оформить на месяц (199 рублей), три месяца (399 рублей) и год (999 рублей).

Помимо сайта, интернет–журнал имеет две популярные группы в социальной сети «ВКонтакте»:  «Трикстер», 2.335 подписчиков  и «Дистопия», 78.000 подписчиков.  «Паблики» популяризируют «Дистопию», используя мультимедийные возможности интернета: к журналистским материалам прикреплены изображения в формате gif, аудиозаписи и видеозаписи.

Классификация: вид и тип

Применим выбранные нами типологии Лукиной и Костыговой к сетевому СМИ «Дистопия»: это медиапроект, не имеющий офлайновых прототипов. Данное сетевое СМИ сотрудничает как с профессионалами, так и с любителями, большинство авторов работают вне штата, и постоянной редакции в журнале нет, поэтому мы причислим его к любительским.

«Дистопия» относится к группе аналитических СМИ. По контенту это общее СМИ, не специализированное, то есть, предназначенное для широкого круга реципиентов. Однако, учитывая специфику материалов (сложный, насыщенный тропами язык, интеллектуальные, философские темы, большой объем), мы должны отнести этот ресурс к элитарным СМИ. Частично публикации находятся в общем доступе, но основная часть контента – платная, поэтому, ресурс сочетает в себе обе предложенные характеристики.

Миссия СМИ

Создатель, редактор и учредитель интернет — ресурса Никита Кафкианский (настоящая фамилия: Какгазданов) в одном из интервью дал развернутую характеристику своему проекту:

Лобовое столкновение кладовой музея с новейшими идолами слова на виртуальных страницах журнала. Дистопия сегодня – это не та первая, собранная мной из осколков мрачных образов и мыслей, несущая, меж тем, светлые идеи. Сегодня это нечто куда более компетентное и точное в формулировках. Она не ширится, а идет по заданной системе координат – от точки к точке. Но кое-что не меняется. И эпохальный контраст ее содержания – одна из этих вещей.

Именно контраст содержания интернет-журнала «Дистопия», по мнению Никиты Кафкианского, отличает его СМИ от других медиапроектов аналогичной направленности. Контраст содержания является следствием противоречивой природы контркультуры, которую многочисленные авторы воспринимают и репрезентируют субъективно. Очевидно, что контркультура во многом определяет не только то, что транслирует «Дистопия», но и на то, как это происходит. Слияние СМИ с объектом образовательно–просветительской миссии (в данном случае, с контркультурой), на наш взгляд, является основной характеристикой и главной особенностью этого интернет–журнала.

Рубрикация

Постоянные рубрики:

  • «Наши дни» — художественно – аналитические материалы в формате лонгридов об актуальных явлениях в окружающей действительности.
  • «Интервью» — беседы с деятелями контркультуры и представителями маргинальных, закрытых кругов (проститутки, сутенеры, порноактрисы, webcam-модели и т.д.).
  • «О литературе» — литературная критика и литературоведческие статьи.
  • «Библиотека» — художественная литература.
  • «Хроники» — исторические очерки.
  • «Подкасты» — радио-проекты: аудиокниги в уникальном переводе, передачи о музыке и литературе.
  • «Кино» — рецензии на кинофильмы.
  • «Музыка» — рецензии на музыкальные альбомы.
  • «Искусство» — художественно – аналитические материалы, посвященные живописи.
  • «Игры» — журналистские материалы о компьютерных играх.

Все материалы из вышеперечисленных рубрик рассортированы по четырем большим разделам, в которых они сгруппированы по дате публикации:

  1. «Настоящее» — публикации из рубрик «Наши дни», «Интервью», электронные тесты на знание литературных произведений и репертуаров музыкальных групп.
  2. «Культура» — художественная литература, переводы художественной литературы, публикации из рубрики «Библиотека».
  3. «Мнения» — публикации из рубрик «Кино», «Литература», «Музыка», «Искусство», «Хроники», «Игры».
  4. «По подписке» — все публикации, которые изъяты из свободного доступа.

Тематика и проблематика

Спектр тем и проблем, которые затронуты в интернет–журнале «Дистопия», очень широк, и чтобы в итоге охарактеризовать особенности этого сетевого СМИ, мы должны выявить общие закономерности формирования контента, а не частные случаи. Поэтому мы изучили все материалы из разделов «Настоящее» и «Мнения» в период с 1.05.2015 года по 1.05.2016 года и выявили ряд тем и проблем, повторяющихся каждый месяц в течение года.

Тематика:

  1. Новинки в области андеграундного искусства (многозначное понятие «андеграунд» используется, как синоним слова «контркультура»): литература, кино, музыка, живопись, фотография.
  2. Социальные и культурные реалии окружающего мира, как предметы критики и философского переосмысления.
  3. Новости индустрии развлечений (андеграундного сегмента).
  4. Мистика и религия, как объекты журналистских исследований.
  5. Табуированные в обществе формы гедонизма (порно, проституция, наркомания и т.д.): взгляд изнутри (интервью, блоги и т.д.).
  6. Научно популярные темы (преимущественно гуманитарные науки).
  7. Маргинальные движения и субкультуры (сталкеры, хакеры, тегеры и т.д.).
  8. Деятели контркультуры (батл-реперы, уличные художники, гонзо журналисты и т.д.).

Проблематика:

  • Психологические проблемы и психические расстройства (состояние внутренней конфронтации с внешним миром, отсутствие взаимопонимания с близкими людьми, агорафобия и т.д.)
  • Социальные проблемы (нищета, безработица, низкий уровень жизни, алкоголизм и т.д.)
  • Культурные проблемы (примитивизация сознания через массовые каналы коммуникаций, китчевая подделка культуры и т.д.)

Анализ журналистских материалов

Для того, чтобы сформулировать основные идеи, которые транслирует интернет–журнал «Дистопия», мы провели контент-анализ жанровой природы публикаций в период с 1.05.2015 по 1.05.2016 и выяснили, что самые популярные жанры в этом СМИ – эссе, художественно–публицистическое интервью-портрет и рецензия. Затем мы проанализировали три журналистских текста, каждый из которых соответствует определенному жанру.

Эссе

Эссе — художественно-публицистическое журналистское произведение в форме непринужденной беседы с читателями на философские, литературные, политические темы, требующее от автора широчайшей эрудиции, оригинальности и глубины мысли.

В нашем исследовании мы рассмотрим философское эссе Антона Крумина «О меланхолии».  Автор рассматривает меланхолию, как перманентный болезненный процесс самоуничижения, отравляющий жизнь человека. Он оценивает этот недуг, применяя психиатрические методики и классификации Фрейда и Юнга, и размышляет над генезисом, сущностью и природой меланхолии.

Эту работу отличают высокий публицистический накал и яркая образность. Субъект (меланхолик) и объект (причина неудовлетворенности) автор сравнивает с хтоническим чудовищем, которое проглатывает солнце, «желая присвоить не пищу, но саму функцию насыщения». Но объект обладает слишком большими размерами и «загнивает» в субъекте, который не может ни избавиться от него, ни переварить. Меланхолик – жертва любви к своему страданию, ведь он сделал причину неудовлетворенности частью себя и только потом возненавидел. Злость обращается против него самого, и страдание лишь удваивается. В заключении автор приходит к выводу, что меланхолия – особая подструктура психического аппарата, которая может становиться активной часто или только в исключительных случаях, но у каждого субъекта вне зависимости от темперамента и предрасположенности к пессимизму. «Но не всем это удается пережить, не для всех это сменяется чем-то иным» — заканчивает автор.

Эссеист демонстрирует сюрреалистический подход к художественно -аналитическому освоению психических процессов. Он широко использует аллегории, сравнения, метафоры и олицетворения с мистическими, мифологическими и религиозными образами, взаимодействуя с архетипическими пластами сознания. В целом, повествование носит мрачный характер, и минорный финал, процитированный выше, тому подтверждение. Гнетущее впечатление создают иллюстрации: фотографии старых спальных районов в серых тонах.

Надо отметить, что образ меланхолика в произведении явно поэтизирован, а патология его психики рассматривается, как свойство мировоззрения, духовно возвышающее личность.

Интервью-портрет

Художественно–публицистическое интервью–портрет или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), сфокусировано на одном герое. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

В качестве примера мы разберем интервью Юлии Степ с рэпером Дмитрием Хинтером (Sсhokk) (от 10 марта 2016 года).

В начале интервью журналистка дает краткую биографическую справку, художественно обрамленную комментариями: «о его жизни уже сегодня можно снимать остросюжетную киноленту», «мир – стеклянный зверинец, и Sсhokk живет в нем открыто», «словно по сценарию Интро из последнего альбома, он вытаскивает из шкафа и «трупы», и «чистые рубашки»». Уже в начале автор демонстрирует эрудированность и бережное, доброжелательное отношение к герою, что создает эффект контраста: о скандально известном баттл–рэпере (баттл–рэп – андеграундный жанр, в рамках которого происходит соревнование рэперов) написано в мягкой, почтительной и интеллигентной манере. За счет этого вступления герой вышел из привычного амплуа провокатора и грубияна, рассказав про интимные, личные чувства и переживания. Вопросы были подобраны таким образом, чтобы не провоцировать в нем баттл–рэпера, а узнать человека. Это намерение совпало с желанием музыканта: он выпустил первый в своей карьере лирический альбом. Портрет искусно дополняют иллюстрации: «домашние» фото из личного архива Дмитрия Хинтера.

Однако в интервью–портрете нашлось место для серьезных критических замечаний в адрес других исполнителей рэпа и о состоянии музыкальной культуры в России. В этом смысле материал похож на попытку художественного исследования феномена рэпа, как одного из самых популярных музыкальных течений на сегодняшний день. На системообразующие выводы героя провоцировал журналист объемными тематическими вопросами, в которых автор обнаруживал редкую осведомленность в обсуждаемой теме: Юлия Степ часто употребляла специальные термины (хейт, хайп, принцип input – output) и была в курсе основных новостей в индустрии. Поэтому она могла поддерживать беседу на равных, что является основополагающим условием для качественного интервью–портрета.

В материале выражается иная парадигма мышления, игнорирующая традиционные моральные ориентиры. Герой – маргинал (имеет судимость за сбыт наркотических средств и бандитизм), профессиональный хам (баттл–рэп – искусство хамства и взаимных оскорблений) позиционируется, как глубокомысленный творческий человек, напряженная духовная жизнь которого оправдывает его эксцентричные и даже противозаконные поступки.

Рецензия

Рецензия – анализ, разбор, оценка публикации, произведения или продукта.

В качестве примера рецензии мы исследуем рецензию Гретчен Росс на книгу Нил Хаспер Ли «Убить пересмешника» (от 9 июня 2016 года).

Эта рецензия относится не к аналитической, а к художественно–публицистической группе жанров, так как автор перенес акцент с произведения на свое мнение о нем и добавил рассуждения о смежных явлениях и проблемах. Кроме того, текст написан в ярком и легком публицистическом стиле: автор не стремится обратить внимание на свое мастерство, пишет ясно, скупо, не витиевато, поэтому смысл текста улавливается быстро.

Материал очень информативен, тщательно подобраны факты из жизни писательницы и об издании книги. Они создают необходимые детали в «парадном портрете» романа.

Надо отметить, автор начинает рецензию, подвергая сомнению общепризнанные мерила ценности произведения: премию, место в школьной программе по литературе, традиционные «сильные места» книги. Он настаивает на иной, субъективной и более глубокой форме анализа, пропуская содержание книги через свой экзистенциальный опыт личности и фоновые знания, обеспечивающие качественный и предметный разбор произведения. Построение собственного текста автор начал с отрицания доминирующих смыслов предмета его исследования.

В рамках исследования мы проанализировали более 100 текстов из интернет–журнала «Дистопия», но презентовать все полученные результаты невозможно из–за ограниченного объема нашей работы. Поэтому мы ограничились лишь тремя примерами анализа журналистских материалов, но в следующем пункте мы будем учитывать результаты, полученные в ходе всего исследования.

Основные идеи

На основе контент–анализа были выявлены основные идеи, составляющие парадигму мышления и картину мира, которые определяют идейно–тематические особенности интернет–издания «Дистопия».

  • Экзистенциализм, как философская основа мировоззренческой системы. Эта философия была альтернативой рационализму и оптимистическому либерализму, соединив объект и субъект воедино в иррациональной реальности «экзистенция». На данный момент культ успеха и рационального поведения, насаждаемый в обществе, вынуждает оппозиционно настроенных мыслящих людей снова взять на вооружение противоположные идеи.
  • Болезненный эскапизм, как отчаянное бегство от реальности. Одним из отличительных признаков контркультуры является стремление покинуть пределы разума и расширить сознание с помощью психотропных, наркотических и алкогольных средств. Многие «иконы» контркультуры (музыканты Егор Летов и Курт Кобейн, поэты Александр Башлачев и Алексей Никонов, уличный художник Паша 183 и т.д.) использовали эффект опьянения, как метод творчества. С точки зрения «контркультурной» системы ценностей, различные способы освобождения от сознания допустимы и творчеством полностью оправданы.
  • Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.
  • Интеллектуальность, как «членский билет» в элитарное сообщество, и интеллектуальный снобизм. «Дистопия» продает не информацию, а навигацию в культурном пространстве и духовные ориентиры для развития личности. Происходит унификация разрозненных картин мира, формирование сообщества единомышленников, и для того, чтобы успеть за этим процессом и влиться в коллектив, необходимо постоянно и существенно расширять кругозор. Это развитие дает подписчикам право на снобизм, на «установку баррикад» между враждебным, глупым, потребительским миром и собственной личностью.

Заключение

Мы дали общую характеристику идейно-тематическому содержанию интернет–ресурса «Дистопия», проанализировали журналистские материалы и определили особенности идейно-тематического содержания интернет-ресурса «Дистопия», определив основные идеи и темы данного СМИ.

Можно сказать, что «Дистопия» — апологет контркультуры в современной России. Создателю этого ресурса удалось собрать вокруг СМИ лояльную аудиторию, которая не только покупает платную подписку, но и постепенно приобретает черты единой субкультуры, чему способствует активная работа в социальных сетях. Темы и идеи, которые составляют основу контента, оказались сакральными для человеческой личности, и новая социальная общность формируется за счет того, что обсуждение этих концептов сближает людей и обнажает их духовные сущности. Это тоже можно назвать особенностью «Дистопии».

В ходе исследования мы обнаружили, что читателю, который хочет расширить свои представления о современной культурной жизни общества, стоит ознакомиться с этим ресурсом, чтобы повышать уровень своего развития и расширять кругозор. Вполне возможно, что журнал может дать ориентиры в духовном поиске и стать для реципиента чем–то большим, чем СМИ.

По итогам нашего исследования мы можем сказать, несмотря на опасения ряда исследователей, что интернет не «размывает» журналистику и не понижает ее качество, ведь вполне реально найти примеры, опровергающие эту точку зрения. Для малобюджетных медиа-стартапов интернет стал реальной возможностью реализоваться. Например, интернет – СМИ «Дистопия» за 4 года работы стала флагманом и законодателем мнений для определенной части общества.