Гонзо-журналистика: определение, признаки, стиль, примеры, своеобразие

Гонзо-журналистика – это стиль публицистики 60-70-х годов, в рамках которого описываются события с точки зрения их эмоциональной составляющей. Он характеризуется глубоким субъективизмом, авторством от первого лица и непосредственным участием журналиста в описываемых событиях. На лексическом уровне характеризуется свободой, легкостью, сарказмом, юмором, активным использованием цитат, а иногда даже ненормативной лексики.

История создания

Впервые данное выражение было употреблено в 1970 году редактором «Boston Globe» Биллом Кардосо. Журналист мельком упомянул слово «гонзо» в рецензии на статью о скачках «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантера С. Томпсона, это слово было взято из ирландского сленга и означало последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Но еще Б. Кардосо добавлял в свою интерпретацию отсылку к искаженному французскому слову, означающему сияющий путь. Также это слово переводится с английского как «рехнувшийся», «чокнутый». 

Родоначальником и основателем гонзо-журналистики как стиля можно считать Хантера С. Томпсона. При написании знаменитой статьи о скачках перед журналистом встало два обстоятельства. Во-первых, он и его соратник, который создал иллюстрации-карикатуры, не видели самих скачек, а наблюдали только пьяную толпу, вечеринки, крики. Во-вторых, времени было настолько мало, что Томпсон отдал редактору отрывочные записи из блокнота с набросками карикатур, а не законченное произведение (возможно, это было сделано специально). В итоге статья была мало похожа на журналистскую — субъективна и отрывочна. 

символ гонзо-журналистикиТакая эмоционально окрашенная манера написания достигла своего расцвета в 70-х годах ХХ века. Подход этот можно считать революционным, полностью противоположным прежней суховатой публицистике. У гонзо-журналистики есть символ – шестипалый кулак с зажатым в нем цветком кактуса. Кулак переходит в меч, на гарде которого и написано «Gonzo».

 

Примеры

За рубежом

Самым ярким примером можно считать творчество основателя, Хантера С. Томпсона, который отрицал объективность в журналистике в принципе. Все работы автора (в том числе, после того как он оставил журналистику) написаны в гонзо-стиле. Например, его книги «Страх и Ненависть в Лас Вегасе» и «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72». В первом произведении рассказывается о гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада и о наркологической конференции. Автор здесь не только описывает события гонки и конференции как участник, он переходит в ненормативную сферу и рассказывает, что все это было под воздействием наркотических средств. Вторая книга написана на политическую тему, о президентской гонке, здесь Хантер ярко критикует Никсона и прославляет Макговерна. 

Также примечательны в рамках гонзо-стиля писатель Том Вульф, спортивный репортер Джордж Плимптон, рок-критик Лестера Бэнгса, писатель и журналист Терри Саутерн. Один из самых современных представителей – Джон Бирмингем.

В России

Гонзо-журналистика в России тоже существует. Сочетание свободы языка, вовлеченности в процесс и субъективности присутствует и в отечественной журналистике, особенно сетевой. Элементы данного стиля наблюдаются на порталах «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), «Газетами» (рубрика «Портфель»), «YE! NOT», Gonzo National Press Club, Rock-Review.Ru. Один из примеров подробно разобрал наш эксперт в этой статье.

Однако многие исследователи журналистики негативно высказываются о данном явлении. Например, Д. Соколов-Митрич называет таких авторов «фарисействующими борзописцами», считая, что на отечественной почве гонзо-журналистика трансформировалась до неузнаваемости, потеряв самоиронию, но приобретя навязчивость и продажность. 

Своеобразие и новаторство

Систематизировав названные выше особенности, получается, что своеобразие гонзо-журналистики в ее…

  • Субъективизме – автор не следит за событием издалека, а участвует в нем, видя происходящее изнутри.
  • Эмоциональности – это качество вытекает из субъективизма, журналист не старается отстраняться, он высказывает свои мысли, при этом не заботится о форме изложения.
  • Ироничности – автор не смотрит на происходящее серьезно, на любую тему он пишет легко. Он саркастически-иронично относится как к окружающим, так и к себе.

Новаторство гонзо-журналистики состояло в том, что она «впустила» автора в произведение, это противовес журналистике факта. Элементы этого стиля можно использовать до сих пор, ведь современные СМИ также делают упор на факты и данные, а не на анализ и эмоции.

Особенности стиля 

Главные стилистические особенности гонзо-журналистики связаны с ее своеобразными признаками:

  • Повествование от первого лица – качество, связанное с тем, что автор является участником события.
  • Активное цитирование, разговорный язык, иногда даже элементы ненормативной лексики – все это связано с подчеркнутой свободой языка.
  • Восклицания, вопросы, неполные предложения, юмор – эти черты связаны с эмоциональностью стиля, его близостью к жизни. 

Язык и стиль подчеркивают главную идею гонзо-журналистики: рассказать, как произошло какое-либо событие и какую реакцию оно вызывает у его участников. 

Основные проблемы

Гонзо-журналистика не привязывается к определенной проблематике. Лично и эмоционально можно осмыслить что угодно, и это сразу показано основателем стиля Хантером С. Томпсоном, который описывал и гонку на мотоциклах, и президентскую гонку. 

Однако чаще всего элементы этого стиля присутствуют в музыкальных, спортивных, кинематографических рецензиях и обозрениях, так как в этих стилях естественно предполагается яркое выражение авторского «я». 

Гонзо-журналистика – оригинальное и своеобразное явление, которое может быть использовано современными журналистами. Однако стоит помнить, что в выражении собственных мнений и впечатлений не надо переходить грань и от предложения разделить какой-либо опыт переходить к навязыванию этого опыта. Не нужно считать себя истиной в последней инстанции, но и писать без позиции не стоит.

Автор: Мария Блинова