Структура диплома: суть каждого пункта, примеры, специфика работы (по гуманитарным направлениям)

Диплом — это пугало, которым еще зеленых ребят пугают с первого курса. В страшилках и детективах преподавателей кто-то постоянно проваливается, не может защититься, попадается на плагиате и купленном дипломе. Но так ли страшен черт, как его малюют? Конечно, нет. Подавляющее большинство выпускников справляются с этим финальным рывком даже лучше, чем с сами обучением. Чтобы и Вы попали в список счастливчиков, предлагаем Вам гайд: Как правильно написать диплом?

Начнем с того, что объем или «размер» диплома (без приложений и списка литературы) — 60-70 страниц. Чем же их заполнить?

Оглавление

  • Суть: Оглавление — это структура работы, она необходима проверяющим, чтобы они могли оперативно сориентироваться в тексте. Заранее дипломы проверяет только научный руководитель, а остальные члены комиссии, как правило, видят его впервые. Им нужно максимально быстро составить о дипломе максимально возможное полное представление, ведь пока Вы выступаете, работа ходит по рукам подслеповатых преподавателей, и времени крайне мало. 
  • Структура: План работы по пунктам с номером страницы напротив.
  • Жизненный совет: У каждой главы и параграфа есть свое предназначение, которое нужно правильно отразить в названии. Чтобы сделать это, необходимо раз десять подойти к научному руководителю, ведь формулировки будут меняться каждый божий раз.

Сложно понять все эти пункты без примера, не так ли? Специально для Вас один из наших дипломированных авторов поделился своими наработками, которые принесли ему долгожданный красный диплом.

Тема: Подходы к созданию молодежного информационно-аналитического интернет-СМИ (на примере СМИ «Ешкин кот»)

  1. Введение — 3
  2. Глава 1. Молодежные информационно-аналитические интернет — СМИ 6
  3. Понятие интернет-СМИ — 6
  4. Информационно-аналитические СМИ — 18
  5. Особенности аудиторной группы молодежь — 25
  6. Краткие выводы — 30
  7. Глава 2. Подходы к созданию молодежного информационно-аналитического интернет-СМИ «Ешкин кот» — 32
  8. 2.1 Интернет-СМИ «Ешкин кот»: общая характеристика — 32
  9. 2.2 Анализ подходов к созданию интернет-журнала «Ешкин кот» — 38
  10. Краткие выводы — 62
  11. Заключение — 63
  12. Список литературы — 65

Вот так выглядит классическое оглавление, только оформить его нужно в соответствие с гостом.

Введение

Во Введении бакалаврской работы составляется общая характеристика
диплома: аргументируется актуальность темы, анализируется степень
научной разработанности проблемы, новизна работы, цель, задачи, при
необходимости выдвигается гипотеза, обозначаются объект и предмет исследования, практическая значимость, методы исследования, эмпирическая база и краткое описание структуры дипломного сочинения. 

  • Актуальность темы исследования — это 2-3 абзаца. Студенту нужно обосновать значимость его работы для настоящего момента, то есть полученные им результаты верны здесь и сейчас. Актуальным мы называем то, что есть в нынешнее время или значимо для нынешнего времени, хоть и было до рождества Христова. Основная задача: аргументировать это свойство своего исследования, привести внятные логические доводы в его защиту.
  • Степень научной разработанности проблемы — то, что было до Вас. Нужно указать, кто и как раскрывал поставленную тему. Важно сослаться на имена, книги, статьи, монографии тех исследователей, которые внесли свой вклад. 
  • Новизна дипломной работы — это свойство, которое определяет уникальность содержания работы: что в ней такого, чего еще не было? Тут надо расписать особенности своего эмпирического материала, потому что теория точно не нова. 
  • Цель работы — это результат, которого Вы планируете достичь в ходе исследования. Что-то открыть, найти, дополнить, конкретизировать, обозначить. Обычно цель одна, а вот задач несколько.
  • Задачи исследования — это то, как Вы собираетесь достигать результата. Поставленные задачи нередко соответствуют названиям параграфов бакалаврской работы. 
  • Объект – это сфера, на которую направлено внимание автора работы.
  • Предмет – это та сторона, та точка зрения, с которой познается
    объект. Например, если тема работы «Особенности информационной
    политики федеральных телевизионных каналов (на примере «НТВ»)», то
    объектом исследования будут федеральные телеканалы, а предметом
    исследования – особенности их информационной политики (на примере
    НТВ). Предмет исследования во многом совпадает с темой.
  • Методы исследования — это то, как Вы собираетесь анализировать материал, добиваясь поставленной цели. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Вот здесь список всех методов исследования, выбирайте.
  • Эмпирическая база — это периодические издания,
    выпуски теле- и радиопрограмм, материалы интернет-сайтов, анализ которых представляет собой практическую часть диплома. 
  • Практическая значимость исследования — это ценность полученных выводов и результатов для научных исследований и практической работы. Например, для  коррекции работы редакции исследуемого СМИ или в качестве источника обучающих материалов для начинающих журналистов). 

Кроме того, во введении дается краткое описание структуры бакалаврской
работы: то, из чего она состоит. Выпускнику необходимо описать основное содержание каждого из разделов (1-2 предложения). Объем или «размер» введения – 3-5 страниц.

Жизненный совет: Будьте бдительны и не старайтесь сделать правильно! Вы все равно напишите так, как хочет научный руководитель и начальник кафедры. Дело в том, что понятие «правильно» у каждого из них свое, и то, что посоветует один, категорически не приемлет второй. Поэтому смиритесь с тем, что в Вашей сфере все субъективно, и не обращайте внимания на перечеркнутые листы. Скорее всего, Вы оказались дзотом в корпоративной войне преподавателей за пальму первенства.

Пример введения тоже дается по теме, анонсированной в оглавлении:

  1. Актуальность данного исследования обусловлена общемировой тенденцией: традиционные СМИ всё чаще уходят в Сеть. Сказанное относится и к электронным СМИ (телевидение, радио), и к печатным. Практически все СМИ имеют свои интернет-версии. С другой стороны, в  интернете создаются оригинальные СМИ, не имеющие традиционных (например, бумажных) аналогов. Аудитории разных типов предъявляют медиапространству разные информационные запросы, отвечать на которые журналист обязан по определению. Разумеется, есть немало интернет-ресурсов, структурно напоминающих легитимные интернет-издания, но воздерживающиеся от регистрации в качестве СМИ. Есть блогеры-тысячники, автоматически превращающиеся в СМИ только благодаря посещаемости их ресурсов. Этот обширный сегмент медиа-пространства   достоин отдельных исследований, а в нашем случае речь идёт о легитимном (зарегистрированном как СМИ) молодёжном издании, созданном нами в течение полугода. Именно механизмы создания нашего проекта, разработанного и построенного без стартового капитала и без помощи дипломированных специалистов,  являются предметом исследования в рамках практического диплома. Учитывая упомянутую выше тенденцию, мы считаем, что наш опыт создания медиа-проекта в интернете, будет полезным, как для студенческого сообщества, так и для преподавательского состава высших учебных заведений по направлению «журналистика». Мы изначально позиционировали СМИ как молодёжный журнал просветительского направления, построенный на информационно-аналитических материалах и адресованный самой многочисленной аудитории – молодёжи, практически главному пользователю Сети. Кроме того, молодёжные аудитории чрезвычайно чутки к фальши и склонны к протестному поведению, поэтому к созданию молодежного интернет-СМИ нужны особые подходы, которые нужно изучать, чтобы уметь удовлетворить запросы данной аудиторной группы. Мы полагаем, что наше исследование не только внесет свой вклад в изучение новейшего предмета, но и поспособствует формированию медиаобразованности у начинающих журналистов, так как оно направлено на изучение практических подходов к созданию интернет-СМИ. Данная исследовательская работа поможет начинающим журналистам расширить свои представления о процессе создания интернет-медиа.
  2. Теоретико-методологическая база исследования: работы, посвященные типологии и своеобразию контента интернет-СМИ, таких  авторы, как Лукина М.М, Карякина К.А., Никитенко А.А.,  Гуревич С.М., Петровский Д.М., Амзин А.А., Рихтер А.Г., Калмыков А.А., др.
  3. Объект исследования – молодежные информационно аналитические интернет-СМИ 
  4. Предмет исследования – механизмы создания молодежного информационно-аналитического интернет–СМИ «Ешкин кот»
  5. Цель дипломной работы – выявить подходы к созданию молодежного информационно-аналитического интернет–СМИ, чтобы изучить процесс создания интернет–СМИ и выработать полезные рекомендации прикладного характера для учредителей интернет-СМИ.
  6. Задачи: представить типологию интернет-СМИ в России на сегодняшний день; обозначить, что мы будем подразумевать под выражениями «молодежные» и «информационно-аналитические»; определить подходы к созданию интернет-СМИ; дать общую характеристику интернет-СМИ «Ешкин кот»; провести анализ подходов к созданию интернет-СМИ «Ешкин кот».
  7. Методы исследования: типология, анализ контента, эксперимент. 
  8. Практическая полезность. Выработка практических рекомендаций для журналистов и учредителей интернет-СМИ.
  9. Новизна исследования. Мы первые можем сослаться на собственный опыт создания интернет–СМИ для определения подходов к созданию средств массовой информации в интернете.
  10. Гипотеза. Мы предполагаем, что в современных условиях каждый выпускник журналистского факультета способен создать легитимное  интернет-СМИ и наладить его работу без стартового капитала и специально обученного технического персонала. Законодательная база в РФ гарантирует свободу слова в полной мере, и следует учиться свободе через правоприменительную практику.
  11. Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. По главам сделаны краткие выводы.

Основная часть

  • Структура: Основная часть диплома состоит из нескольких глав (как правило, двух). Каждая глава состоит из нескольких параграфов, которые, как правило, разбиваются на пункты. 
  • Суть: Студент решает поставленные во введении задачи, постепенно добираясь до цели.
  • Главные правила: Нужно избегать обильного цитирования, больше рерайтить, чтобы уникальность работы была выше.

Первая глава

  • Суть: Традиционно первая глава посвящена теории и / или истории того, что Вы рассматриваете. Здесь более подробно отображается представление рассматриваемой проблемы, разных ее граней; рассматривается опыт журналистики прошлого и настоящего в освещении проблемы или в решении практических вопросов посредством моделирования и проектирования.
  • Структура: Каждое слово из названия темы представляет собой отдельный параграф. Из совокупности этих параграфов состоит теоретическая часть.
  • Главные правила: Здесь не должно быть Вашего мнения, только факты и мнения титулованных специалистов, на книги которых Вы ссылаетесь. От себя стоит только излагать их мысли (повышать уникальность работы) со ссылкой на первоисточник. 
  • Объем: 15-35 страниц (в зависимости от специфики работы).

Разумеется, приводить всю теоретическую часть мы не будем, да оно и лишено смысла. Чтобы Вы смогли уловить общие тенденции и настроение научного текста, мы поделимся с Вами отрывком.

Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика информационно-аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.  

Для того чтобы составить наиболее полное описание информационно-аналитических программ и обозначить, что мы имеем в виду под определением «информационно-аналитическое СМИ», мы процитируем специалистов в области жанрообразования в СМИ. 

На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислим только несколько из них. 

А.А. Тертычный выделяет 8 информационных, 23 аналитических и 12 художественно-публицистических жанров. Он зафиксировал самое большое количество жанров в аналитической журналистике. В одной из своих исследовательских работ А.А. Тертычный объясняет это многообразие: «Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой». Важно отметить, что А.А. Тертычный разграничивает информационные и аналитические жанры. Он считает, что в состав аналитической жанровой группы входят: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет) и аналитический пресс-релиз.

Однако подход А.А. Тертычного к разграничению жанров активно критикуется другими специалистами «за размытие границ этих самых жанров и сведение их системы к безмерному каталогу-перечислению». Кроме того, специалисты до сих пор задаются вопросом, правомерно ли разделение информационных и публицистических жанров.

Например, с критикой фактологического подхода выступил Е.П. Прохоров: «Характеристики «журналистского» творчества, методы создания творческого «продукта», в том числе представления о жанрах не базируются на теоретическом знании о сущности разных видов творчества, используемых в журналистике, что неизбежно должно бы влечь к разграничению жанров по видам творчества, к которым они относятся, и, разумеется, по характерным для них методам. Стремление же все произведения, передаваемые через СМИ, обозначить, как журналистские, порождает, как минимум, неточности».  

Обратите внимание, что в примере отсутствуют сноски, а в реальной дипломной работе они должны быть.

Вторая глава

  • Суть: Вторая глава посвящена практике, то есть личному авторскому исследованию выбранного объекта. В ней (в соответствии с задачами) нужно выстроить работу над тем, что Вы собрались открывать, находить и демонстрировать общественности.
  • Структура: Исследование, разбитое на параграфы и пункты.
  • Объем: Чуть больше теоретической главы, 20-50 листов.
  • Главные правила: самостоятельность и адекватность исследования, там действительно должна быть проведена работа, обозначенная во введении.
  • Специфика творческого диплома: Творческая часть бакалаврской работы состоит из публикаций, теле- и радиопередач, завершенных проектов, программ и т.д. Она должна содержать не менее пяти журналистских публикаций, причем до трети из них могут быть опубликованы в годы, предшествующие началу работы над квалификационным исследованием. Публикации должны быть представлены в виде вырезок из газет или журналов. Допускается ксерокопирование или сканирование высокого качества, без уменьшения. Если публикация не подписана или подписана псевдонимом, ее необходимо заверить в редакции. Если творческую часть дипломной работы планируется составить из видео- или аудиозаписей, нужно не менее пяти информационных сюжетов либо трех тематических программ. Все публикации располагаются в хронологическом порядке.

Такой огромный пример диплома сложно привести полностью, перед Вами опять же отрывок.

До повсеместного распространения интернета создание собственного СМИ означало для учредителя создание полномасштабного коммерческого бизнес-проекта. Он предусматривал большой стартовый капитал, наличие определенных договоренностей с государственными представителями и богатый опыт работы в сфере СМИ. Подобно Уильяму Херсту, создатель потенциальной медиа-империи должен был увидеть работу СМИ изнутри, работая журналистом долгое время. За этот срок он собирал необходимый капитал, «заводил связи» и составлял бизнес-план, который вынужден был защищать перед соучредителями, инвесторами и рекламодателями. Однако с появлением и распространением интернета для создания новой модели СМИ стало достаточно базовых знаний в области IT-технологий и минимальных финансовых вложений. Теперь электронное СМИ может создать практически любой желающий. Именно поэтому мы (учась на дневном отделении  журналистского факультета) пишем эту исследовательскую работу, опираясь на собственный опыт создания СМИ. 

Прежде, чем продумать технические параметры нового медийного проекта, мы определились с целевой аудиторией. Наша целевая аудиторная группа – молодежь. В своем выборе мы исходили из того, что сами относимся к этой группе, то есть наши предпочтения, взгляды на мир и информационные запросы совпадают с теми же критериями, по которым молодежь подбирает себе информационную картину дня. В мультимедийной системе СМИ эта картина складывается из множества источников, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку: развлекательную, познавательную и т.д. Зная особенности информационных запросов молодых людей, а именно широкий спектр медиапредпочтений и тяготение к образовательному контенту, вопреки расхожим представлениям, мы решили, что наше электронное СМИ должно удовлетворить потребности молодежи в познавательном, но в то же время современном контенте. Очевидно, что данная аудиторная группа склонна скептически относиться к просветительским проектам, так как ей присущи протестное поведение и обостренная эмоциональность. Молодые тонко чувствуют интонации догматизма, консерватизма и морализаторства, которые не приемлют, так как расценивают их, как попытки ограничить свободу мысли. Именно поэтому для просветительского посыла нужно было найти новое средство выражения, которое не только было бы понятно реципиенту, но и вызывало у него положительные эмоции. Именно таким средством выражения, подходящим для молодежи (судя по статистике, приведенной в первой главе) является интернет-СМИ. 

Заключение

  • Суть: В Заключении подводятся основные итоги исследования. Автор отвечает на вопрос, удалось ли достичь поставленной цели. 
  • Объем заключения – около 3 страниц. 

Структура заключения: 

  1. оценка опыта, приобретенного автором в ходе работы; 
  2. оценка того, соответствуют ли полученные результаты первоначальным замыслам автора, тем целям и задачам (гипотезе, если есть), которые он перед собой ставил; 
  3. рекомендации коллегам, которые будут дальше разрабатывать эту проблему. 

Пример заключения также представлен в нашей работе:

В задачи нашего исследования входило представить типологию интернет-СМИ в России на сегодняшний день, обозначить, что мы будем подразумевать под выражениями «молодежные» и «информационно-аналитические», что вошло в теоретическую часть нашей работы. В практической части мы дали общую характеристику интернет-СМИ «Ешкин кот». Во втором пункте практической части мы определили подходы к созданию интернет–СМИ и провели анализ подходов к созданию интернет-СМИ «Ешкин кот». В ходе исследования выяснилось, что создание интернет-СМИ не требует стартового капитала, многолетнего опыта инепостижимых технических навыков. Следовательно, учредителем нового типа СМИ может стать даже студент вуза. Вся необходимая ему информация находится в свободном доступе и при наличии времени и целеустремленности молодые люди могут начать свое дело, организовав медиа проект в интернете.

В ходе исследования (собственного опыта) мы обнаружили, что создателю интернет-СМИ нужно знать приёмы традиционной журналистики, например, он должен детально представлять себе образ целевого адресата, знать основы правового регулирования журналистики и рекламы, разбираться в жанровых группах и уметь работать в рамках любой из них. Однако в условиях виртуальной реальности этого недостаточно: создатель интернет-СМИ должен знать и учитывать алгоритмы работы поисковых систем, научиться эффективно использовать сервисы для веб-мастеров и seo-специалистов, осваивать новые программы и технические новшества, применять интерактивные и мультимедийные приложения, а также развивать потенциал интернет-медиа, изобретая индивидуальные способы подачи информации и виды журналистских материалов в сетевом пространстве.

По итогам нашего исследования мы можем сказать, что создание интернет-СМИ, безусловно, отнимает много времени и сил, однако такой вид бизнеса обеспечивает может обеспечить журналисту высокую степень независимости: гибкий график работы, льготную систему налогообложения дохода, отсутствие давления учредителя как источника финансирования. Однако самый важный положительный аспект этой деятельности заключается в том, что организация медиа-проекта интенсивно развивает личность, побуждая к активному расширению сферы интересов и познаний.

Главным выводом, к которому мы пришли в результате исследования, является то, что каждый выпускник журналистского факультета, обладающий базовыми знаниями в своей областии стремлением развиваться в других, способен создать свой медиапроект в Интернете и наладить его работу. Это доказанное нашим опытом суждение свидетельствует о наличии в РФ юридических и экономических условий свободы слова.

Список литературы 

  • Суть: он содержит перечень всех использованных в работе книг, законодательных материалов, правил, стандартов, сборников, диссертаций / авторефератов, статей из периодических изданий, интернет-ресурсов.
  • Структура: в алфавитном порядке. 
  • Объем: не менее 50 наименований. 
  • Порядок работы: Список формируется уже в процессе написания диплома,
    чтобы не нужно было вновь искать источники и их выходные
    данные. 
  • Виды: 1) Литература по проблеме, которую освещает автор работы в своих
    публикациях, передачах, либо решает в проектах, моделях, программах. 2) Литература по журналистскому мастерству, точнее, по тем его
    граням, которые имеют отношение к творчеству автора (второй вид литературы относится только к творческому диплому). 

Приложения

  • Суть: В приложениях нужно размещает любой материал, имеющий
    отношение к его исследованию: расшифровки интервью, копии
    материалов СМИ различного характера, нормативные акты и документы,
    карты, статистические данные. 
  • Структура: В порядке сносок.
  • Объем: В зависимости от специфики диплома.
  • Порядок работы: В ходе исследования нужно копить материал, чтобы представить его в приложениях.