Журналистские жанры: классификация и типология глазами ведущих специалистов

Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.

В статье вашему вниманию представляются классификации А. А. Тертычного, Е. В. Черниковой, В. Л. Цвик, Г. В. Лазутиной, М. Н. Кима, С. Г. Распоповой.

Информационные

Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»

М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.

  1. Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
  2. Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
  3. Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
  4. Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.

А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.

  • Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
  • Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
  • Некролог – извещение о смерти человека.

Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).

Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.

В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж

  • Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
  • Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
  • Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.

Аналитические жанры

Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.

Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.

М. Н. Ким в качестве аналитических жанров выделяет корреспонденцию, статью, рецензию, обозрение, обзор печати, комментарий, письмо.

  • Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
  • Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
  • Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).

А. А. Тертычный выделяет среди аналитических жанров отчет, корреспонденцию, интервью, опрос, беседу, комментарий, реплику, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью (общеисследовательскую, полемическую, тактико-аналитическую), журналистское расследование, обозрение, обзор, прогноз, эксперимент, исповедь, рекомендацию, пресс-релиз (все это с приставкой «аналитический»).

  1. Аналитический отчет – это анализ выступлений людей на конференциях, слетах, собраниях. Эти выступления соотносятся с актуальными общественными проблемами и явлениями.
  2. Аналитическая корреспонденция – это сообщение о событии с последующим его истолкованием.
  3. Аналитическое интервью – это разговор с человеком с целью не только получить информацию, но и проанализировать ее, ответить не на конкретные, а на общие вопросы.
  4. Аналитический опрос – это объединение ответов респондентов на вопросы с их последующим анализом и комментарием.
  5. Беседа – это интервью, когда журналист и его собеседник равноправны, оба могут произносить развернутые реплики, здесь авторское «я» проявляется ярче.
  6. Комментарий – это высказывание отношения к актуальным явлениям, анализ недостатков и достоинств с использованием внешних источников.
  7. Реплика – это более эмоциональная реакция на актуальные явления и события.
  8. Социологическое резюме – это краткое изложение итогов социологических исследований с его анализом.
  9. Мониторинг – это слежение за определенным явлением, измерение его по некоторым показателям и анализ динамики события.
  10. Рейтинг – это ранжирование различных объектов одной группы по выраженности какого-то признака.
  11. Журналистское расследование – это анализ негативного явления действительности с целью выяснить его причины, придать преступлению огласку.
  12. Обозрение – это обзор типичных явлений общественной жизни по определенной тематике.
  13. Обзор – это изучение особенностей какого-либо события или явления с целью выявить общие закономерности. Различают обзоры СМИ, презентации (рассказ о новых товарах и услугах), тематический (оценка явления разными источниками), безадресный (оценка явления без ссылок на источники).
  14. Эксперимент – это ответ на актуальный вопрос путем моделирования типичной для описываемого явления ситуации.
  15. Исповедь – это самоанализ внутреннего мира автора, через откровенный текст показываются наиболее острые общественные проблемы.
  16. Рекомендация (совет) – это развернутое предписание, порядок действия в какой-либо ситуации.
  17. Аналитический пресс-релиз – это рекламно-аналитический текст, который продвигает определенную организацию не только описанием ее достоинств, но и указанием на потребности аудитории, которые организация может удовлетворить.

Е. В. Черникова считает аналитическими жанрами отчет, комментарий, письмо, обозрение, рецензию, аналитическое интервью (беседу, брифинг, аналитический опрос, круглый стол)

Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова среди аналитики выделяют корреспонденцию («журналистское расследование», деловая корреспонденция), статью, комментарий (комментарий-объяснение, комментарий-прогноз), обозрение (определение отличается от взгляда Е. В. Черниковой)

Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.

В. Л. Цвик относит к аналитическим тележанрам аналитическое интервью (проблемное, интервью-портрет), аналитический репортаж (проблемный, тематический, специальный), комментарий, обозрение, беседу, ток-шоу, пресс-конференцию, брифинг.

  • Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
  • Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
  • Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
  • Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.

М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.

  1. Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
  2. Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).

А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.

  1. Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
  2. Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
  3. Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
  4. Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
  5. Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
  6. Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
  7. Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
  8. Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
  9. Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
  10. Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.

Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.

  • Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
  • Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.

В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.

Как отличить один от другого?

Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:

Жанры журналистики

На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.

Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.

Автор: Мария Блинова