Аксиомы межличностной коммуникации
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.
Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодейс’звк обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацзестановится очевидным, что как бы человек ни старался, он не мс не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова молчание — все это передает информацию: влияет на других
- которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Если люди просто не разговаривают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергаетутверждения, сделанные выше. Человек у стойки бара, который смотрит прямо вперед, пассажир, сидящий в самолете с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем разговаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.
Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):
• прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежелания общаться; правда, поскольку такое поведение не соответствует правилам вежливости, оно требует определенного мужества и способствует возникновению довольно напряженного и неловкого молчания, что на самом деле и означает наличие коммуникации;
• стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;
• дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров действует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека.