«Человеческие» барьеры коммуникации (часть 3)
Поэтому устранение психологических барьеров, меша щцх эффективному общению, должно сопровождаться введени соответствующих психологических компенсаторных механизма обеспечивающих контроль человеком своего психического сост<$ ния и ситуации общения, своевременную релаксацию или, на* рот, целенаправленную активность.
Социокулътурные барьеры.
Люди — не
изолированные индивид
общественные существа и как таковые являются
носителями ог
деленных социальных качеств. Но они и не оловянные
солдата
лишенные какой-либо индивидуальности. Они являются
предст;
телями
той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, •
лигиозной
конфессии, профессионального сообщества, демог
фической группы и
т.д. Все это и порождает их социокулътур
различия, обусловленные
принадлежностью к тому или иному
ковому, этническому, культурному,
профессиональному и дру»
сообществу или ряду сообществ
одновременно. Целая группа
торов, тесно связанных друг с другом,
способна существенно’
труднить общение. *
В первую очередь порождают коммуникативные барьеры циальные факторы, обусловленные принадлежностью люде различным группам или организациям. Если взаимодействую) лица имеют сходные социальные характеристики и, следоват* но, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одв государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной фессии и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопони’ в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие имеют разные социальные характеристики и разный социал опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, пс возрастам, профессиям), их взаимопонимание может быть су
- венно осложнено.
Одна из главных причин этого состоит в феномене «группой (общественного) сознания», которое отчетливо проявляете сплочённых группах (общностях), особенно в таких, где есть с ный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание интегральная характеристика любой более или менее организОШ ной или очерченной общности существует объективно неэави от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.
Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде.